80 лет на страже безопасности городских дорог


 

С чего все начиналось…


В те годы задачи, стоящие перед Госавтоинспекцией, были теми же, что и сейчас, – охрана общественного порядка и обеспечение безопасности дорожного движения. И пусть автолюбителей было в разы меньше, аварий и тогда случалось предостаточно.

Первым начальником ГАИ нашего города стал бывший фронтовик Георгий Антонович Баранов. В то время в служебный состав входило всего три человека: два госавтоинспектора и паспортист. И весь транспорт, которым располагала ГАИ в 1944 году, состоял из двух мотоциклов и одного автомобиля с громкоговорящей установкой.

«Когда я поступил на службу в 1975 году, в городе было меньше 300 дорожных знаков. Приходилось ежегодно устанавливать все новые и новые знаки, так же, как и светофоры. На проспекте Циолковского мы все светофоры завязали на телемеханическую систему координированного управления – «зеленую волну», которая и работает до сих пор, – вспоминает бывший начальник службы ГАИ в Дзержинске Юрий Волков. – Надо было автоматизировать дорожное движение, установить знаки приоритета. Мы отвели грузовой транспорт от центра города, и это очень важно, ведь тогда грузовых машин в городе было раз в пять больше, чем сейчас.»


Больше взаимного уважения – меньше ДТП


В то время, как и сегодня, сотрудники ГАИ работали самоотверженно – уходили рано утром, возвращались поздно вечером. Да и по выходным работа находилась. Об отпуске оставалось только мечтать, зарплата оставляла желать лучшего. Но зато радовало отношение водителей к сотрудникам службы.

«Автомобилисты были намного вежливее, с почтением относились к милиции и к сотрудникам ГАИ. А мы почти каждого их них знали в лицо. Люди на дорогах раньше вели себя в разы ответственнее. Например, однажды я остановил водителя автобуса, говорю: «Что-то я вас и не знаю даже», а он: «Ну а что, я же правила не нарушаю, сорок лет отработал – в поле зрения не попадал». Мы с уважением относились к автомобилистам, а они к нам», – рассказывает Юрий Петрович Волков.

Что тут скажешь, нынче о таком положении вещей сотрудники автоинспекции могут только мечтать. Каждую неделю в городе происходит не меньше 70 ДТП, в основном из-за невнимательности водителей и нежелания некоторых пешеходов соблюдать правила дорожного движения.


Иметь права – необходимость или мода?..


Юрий Волков, который, к слову, сейчас является директором автошколы, справедливо замечает, что хорошие автомобилисты – это, как бы грубо ни прозвучало, «штучный товар». Нынче мода такая – иметь права, каждый, достигший 18-летнего возраста, спешит в автошколу. У тебя нет прав – значит, что-то не то.

Никто и не спорит, иметь машину действительно удобно, это давно не роскошь, а зачастую необходимость. Но большинство молодых людей мало заботит изучение ПДД, все спешат просто сесть за руль, забывая о важном. А важно потихоньку набираться опыта, не спешить, не подрезать. Может, если бы люди подходили к вождению более ответственно, и ДТП было бы меньше?.. А то, знаете ли, две российские беды – дураки и дороги – объединяются в одну…

В связи с этим Юрий Петрович пояснил, что молодым автомобилистам в особенности важно перед тем, как начать крутить «баранку», стоит досконально изучить предмет и уметь действительно защитить свои права, научиться уважать других участников движения, прощать их ошибки.


От века прошлого к настоящему


Сегодня в автоинспекции служат 80 человек, а автомобильный парк ОГИБДД включает в себя 22 служебных автомобиля. Да и знакомое всем горожанам здание ГИБДД на ул. Черняховского является местом ее дислокации только с 1996 года. До этого дорожная полиция располагалась на ул. Красноармейская.

Сейчас на аварийных участках активно внедряются современные средства организации дорожного движения. Особое внимание уделяется оборудованию дорог возле образовательных учреждений – пешеходные переходы там оснащаются светодиодными знаками и «лежачими» полицейскими.

Важную роль в обеспечении контроля за обстановкой в городе играет система видеонаблюдения «Безопасный город». Появились технические средства измерения скорости – скоростемеры «Бинар», «Искра» и измерения светопропускания стекол транспортных средств – тоники.

Сотрудники ГИБДД по-прежнему делают все возможное, чтобы предотвратить как можно больше ДТП. Еженедельно проводятся профилактические операции, призванные уменьшить аварийность на дорогах города. Одни из наиболее частых: «Бахус» – предупреждение вождения в пьяном виде, «Автобус» – проверка соблюдения правил дорожного движения водителями автобусов, «Пешеходный переход» – соблюдение ПДД водителями и пешеходами, и многие другие. Одним словом, Госавтоинспекция действительно старается помочь и водителям, и пассажирам, и пешеходам. Другое дело, прислушиваются ли они к этим наставлениям.

Накануне большого юбилея хотим пожелать хранителям наших дорог крепкого здоровья, службе Госавтоинспекции – дальнейшего процветания и как можно больше вежливых и дисциплинированных водителей!

Ксения Жульнова