Дзержинское время

 
Молодые люди (назовем их Татьяна и Павел) – вполне состоятельная семья. В Дзержинске они жили в просторной квартире, за которую платили каждый месяц порядка 10 тыс. рублей и считали это нормальным хотя бы потому, что, например, бабушка Тани, проживая в скромной хрущевской двушке, платит за нее около 6 тысяч. Обедала пара в родном городе чаще всего в кафе, пользуясь услугой бизнес-ланч, а продуктами запасалась в разных супермаркетах. Средний чек, как говорится, за один поход в магазин выходил 1000-1500 рублей. При этом Таня и Паша говорят, что в их корзине редкий раз оказывались дорогостоящие продукты. В основном в магазинах они брали выпечку, молочные продукты, овощи. Пожаловались молодые люди на часто встречающийся некачественный товар – просрочку, явно переклеенную информацию о сроках годности на сырах, йогуртах, рыбе.

Что же встретили они в Петербурге? Комплексный обед даже на центральных – туристических – улицах и проспектах стоит дешевле дзержинских ланчей. Продукты питания в больших магазинах, где уже успели побывать земляки, тоже можно выбрать дешевле, чем у нас. Но главное – даже в крупных сетевых маркетах в Питере есть специальные «социальные» часы, когда хлеб и молоко, например, продаются с большими скидками. Товар не просроченный, а только приближается к концу срока годности – каждый день в зависимости от этого на него снижается цена от 30 до 50%.
Но самое большое удивление у новоселов вызвала плата за коммуналку. Для начала Татьяна с Павлом сняли квартиру. Поселились не в самом престижном районе, но и не на окраине: и метро рядом, и достопримечательности. Квартира в 90 квадратов (в семье растут дети, да и родственники-друзья не заставили себя долго ждать – дружно едут в гости) с двумя санузлами, собственным охранником и садовником в доме. В подъезде – как во дворце, рядом с домом в палисадниках – цветы и кустарники с альпийскими горками. За коммунальное обеспечение всего этого в месяц, включая воду, тепло, газ и свет, по словам наших знакомых, просят… 5200 рублей.

«Если на 5200 с квартиры можно жить в такой красоте, куда в Дзержинске деваются деньги за ЖКУ? Там мы платили в два раза больше и видели только грязный подъезд и едва подметенную территорию рядом с домом. И второй вопрос: почему никого не волнует, что питерцы живут гораздо лучше нижегородцев, ведь при более высоких доходах они платят за основные услуги меньше? Почему в Дзержинске люди должны отдавать последнее? Ведь не все же могут переехать в Санкт-Петербург…» – размышляют муж и жена.

Действительно, почему? Если в Питере работает система адекватной стоимости товаров и услуг, значит, и у нас вполне могло быть то же самое. Почему, чем беднее люди, чем дальше от центральных городов глубинка, тем сильнее там накручены цены?

Санкт-Петербург с Дзержинском мы с помощью переехавшей семьи сравнили. А недавно уже лично довелось поговорить о жизни людей в одном маленьком городке Нижегородской области. Как ни парадоксально, выяснилось, что цены на продукты в самой что ни на есть провинции почему-то даже выше, чем в Дзержинске. При этом работу в городке сыскать трудно. Хорошей зарплатой считается месячное жалованье в 12 тыс. рублей. На них можно худо-бедно питаться хлебом, макаронами, молоком, яйцами и крупами, причем самой ходовой здесь называют ячку – молотые зерна ячменя (в среднем 20 руб. за кг). Деликатесами же считают куриные крылышки и кильку в томатном соусе. Лучшее доступное угощение для детей – чупа-чупс. Спасает людей урожай, почти у всех есть огороды, где выращивают овощи с запасом на весь год.

Конечно, не все живут так плохо. В том же самом нижегородском городке есть целые улицы с высоченными коттеджами и дорогими иномарками, припаркованными рядом. И в Дзержинске есть те, кто не удручен высокими расценками на жизненно необходимые еду, лекарства, одежду и обувь для детей и так далее. Но тех, кто из месяца в месяц едва сводит концы с концами, все же больше. Вот и остается риторическим вопрос: почему же нельзя сделать жизнь в Дзержинске, как в Питере, увиденном глазами очевидцев?

А ответ-то понятен: просто там все деньги, заплаченные за коммуналку, идут на коммуналку. А выручку от продажи продуктов питания делают оборотом, а не накруткой на несвежий товар. Что же касается маленького города на окраине Нижегородчины, то и там, судя по всему, как в Дзержинске, все строится на интересах отдельных лиц, а не на разумной социальной политике, которая почему-то спокойно развивается в больших, куда более благополучных российских городах.

Елена Родионова