Мифы и легенды Ичалковского бора

Ичалковский бор, знаменитый своими карстовыми провалами и пещерами, расположен на юге Нижегородской области на правом берегу реки Пьяна и тянется вдоль ее берега несколько километров. Карстовые провалы? Разве нас, дзержинцев, этим удивишь? Однако именно в Ичалках это природное явление достигло апогея – ямы, овраги и пещеры здесь достигают глубины в 25 метров! А потому это место давно привлекает альпинистов, исследователей и туристов. Сегодня Ичалковский бор – это государственный природный заказник регионального значения, однако туристов пускают сюда совершенно свободно и даже денег за вход не берут. Более того, как гласит таб-личка на входе, здесь можно собирать грибы и ягоды, проводить научные исследования и даже разводить костры в специально оборудованных местах.

 

Что же касается пещер, то их здесь видимо-невидимо, и каждая имеет свое название: «Ледяная» (в ней даже летом минус три градуса и лед на стенах), «Теплая» (здесь, наоборот, даже зимой плюс три и есть озеро с чистой водицей), «Студенческая» (вход в нее, как бутылочное донышко, а в гроте живут летучие мыши), «Старцева келья» (в нее уходили отшельники), «Кулева яма». По легенде, в ней то ли хоронили самоубийц в кулях, то ли разбойники скидывали сюда награбленное у купцов добро в тех же кулях, а потом забирали. Есть и еще одна версия: якобы мужик по прозвищу Куль сбросил сюда свою сварливую жену, но потом засовестился, стал поднимать на возжах, а вместо жены – клубок змей, которые взмолились: «Забери свою проклятую бабу, нет нам житья от нее». Мужик забрал, жена присмирела, и жили они долго и счастливо. Что было на самом деле, нам уже не узнать никогда, однако подобные легенды вызывают у юных туристов неподдельный интерес, и дальняя дорога пешком уже не пугает.

 

Еще есть «Безымянная» пещера – самая волшебная. Попасть в нее можно, пройдя по «Чертову мосту» (подобных «мостов» посреди двух огромных провалов в Ичалковском бору тьма-тьмущая) и спустившись в расщелину. В дальнем углу – неглубокий грот, но, благодаря изогнутой форме, солнце туда почти не попадает. На дне грота в темноте находится озерцо с очень прозрачной и холодной водой. Наверняка есть в лесу и другие пещеры, однако туристам советуют побывать именно в этих, к ним и дорожки уже протоптаны. А чтобы искать другие, надо углубляться в дебри чащи.


Добраться до Ичалок можно несколькими способами: одна дорога ведет через Нижний Новгород, Кстово, Большое Мурашкино и Перевоз, вторая – через Арзамас, Вад и Перевоз, третья – через деревню Криушу, Вад и Перевоз, тоже по Арзамасской трассе. Мы выбрали последний вариант и отправились в путь.

 

По дороге с облаками

Большое приключение не обходится без маленьких. Вот и у нас поездка началась с недоразумения: «Гугл» обещал 140 км пути, а навигатор «нарисовал» 280… По Арзамасской трассе, через Богоявление и Криушу – все, как было сказано в Интернете, но вдвое длиннее. Решив, что прибор поведет нас в объезд через Арзамас, мы отважились двигаться по указателям на дороге. И правильно сделали! Потому как навигатор конечной точкой определил Ичалки не в Перевозском районе, а в Большеболдинском. Имейте это в виду, начинающие туристы!

 

Кстати, наши Ичалки получили свое название в честь первого владельца этих земель – мордвина Ичала, он отличился в походе на Казань, за что царь Иван Грозный и пожаловал ему земли.

 

Дорога до Ичалок полна интересностей. Примерно в ста километрах от Дзержинска по левую сторону вы увидите огромную матрешку и столь же большой самовар. Не поленитесь, поверните и сделайте остановку. Это кафе-музей «Самовар», филиал ижевской чайной «Подкова». Музей начинается на улице – телега, избушка, пруд, аист на дереве, бочки, утюги, старинные зеркала и прочая утварь, а по соседству фигурки Бабы-Яги, Царевны-лягушки и прочих сказочных персонажей. Само кафе – русская изба, сплошь домотканые коврики, черпаки, котелки, горшки. На стенах – чучела животных, есть граммофон, буфет, часы с боем, которые специально отстают друг от друга на полминуты, чтобы гости могли насладиться голосом каждого из них. Есть коллаж с купюрами досоветского и советского периода, самовары, деревянные панно, иконы, огромные стеклянные бутылки. В кафе всего шесть столиков и три работника. Кормят, естественно, традиционной русской кухней: окрошка, блины, щи в горшочке, пельмени, селедка с картошкой и луком. В соседней комнате воссоздана обстановка чайной прошлого века – мебель, скатерть, украшения, посуда – все из того времени. Единственный минус – туалет на улице, как в деревне…


Следующая остановка – село Богоявление. Здесь, прямо в старой церкви, можно зайти в импровизированный небольшой музейчик русского быта, где собраны предметы старины, в том числе игрушки.

 

Едем дальше. Советуем остановиться в селе Вад. Во-первых, там на улице Заозерной есть магазин типа сельпо. Здесь можно купить и хлеб с колбасой (хлеб, кстати, местный, вадский, в Дзержинск такой не возят, попробуйте!), и фломастеры, и шампунь, и кое-что из одежки. А во-вторых, прямо вдоль дороги тянется огромное и красивейшее Вадское озеро. Оно петляет, уходит за поворот, пестрит островками, делается то широким, то узким. Красота! Жаль только, ни местные, ни приезжие последние несколько лет здесь не купаются – озеро цветет, а желающих чистить нет. А ведь здесь мог бы быть построен настоящий курорт с отелем, лодками, горками и рыбалкой.


В селе Крутой Майдан обратите внимание на разрушенную церковь из красного кирпича и замысловатые деревья в поле по правую сторону. Под Перево-зом сфотографируйтесь в поле с подсолнухами. В Троицком посчитайте, сколько вам встретится абсолютно одинаковых домов-теремочков. А рядом с указателем на село Свобода со стрелочкой непременно сделайте селфи!


Тайны леса и никаких сувениров

…Два часа и 140 км пути позади, мы оказались у Ичалковского карьера, где добывают щебень. Экскаваторы, самосвалы, грузовики, коричневые и белые «горы» – настоящее промышленное производство. Чтобы добраться до Ичалковского бора с пещерами, нужно въехать в ворота карьера и пересечь его, 200 метров по щебенке – и вы на месте. Дальше наезженная часть дороги практически заканчивается, но колея есть. Наш «Ниссан» и соседский «Фольксваген» не смогли преодолеть крутой и резкий вертикальный подъем, а вот машины с бампером повыше поднапряглись и проскочили. Кстати, одновременно на зеленой стоянке оказались более десятка машин, приехали молодые компании, семьи с детьми, тургруппа на «Газели». Видимо, пещеры пользуются популярностью у туристов. Почему тогда нет нормальной дороги до самого заказника – вопрос открытый. Так или иначе, оставив машину, нужно пройти еще 15 минут пешком до входа в бор. На выбор – две тропы: одна – цветочным полем вдоль леса, другая – мимо реки. Мы предпочли вторую, она, конечно, длиннее и сложнее, с подъемом-спуском, зато можно полюбоваться на Пьяну, которая именно в этом месте делает свою очередную петлю. На берегу отдыхают туристы с палатками, ловят рыбу, загорают, катаются на лодке, мангал, правда, не жгут – все-таки рядом не просто лес, а природоохранный объект.

Наконец мы доходим до шлагбаума. Здесь уже оставляют машины даже те, кто смог взобраться на горку. Входим в лес и… попадаем в сказку. Густой стеной стоят старые сосны, многие уже корнями наружу, вот-вот упадут в овраги, которые подстерегают с обеих сторон от широкой тропы. Тянутся к солнцу высоченные березы. Сплетаются ветвями молодые клены, образуя арки – естественные лесные фотозоны. Вдоль самой тропинки – молоденькие деревца, еще даже не кустики, а просто прутики с зелеными листами. За ними – невысокие елки, которые, как на Новый год, «украшены» опавшими с берез желтыми листочками. Метровые муравейники, огромные грибы, кленовый лист, повисший и раскачивающийся на паутине, как фонарик… Скрипят падающие деревья, слышно, как стучит дятел на сосне, свистит птичка, а под ногами шуршит первая опавшая листва… И хочется дышать, петь, жить! Пожалуй, это место по силе подстать Светлояру.

 

Наши девчонки (туристы уже со стажем, но не по лесам и горам, а по городам и музеям) все удивлялись, почему нет торговцев сувенирами, бабушек с пирожками и домашним компотом, начинающих экскурсоводов. Действительно, тропа в Ичалковском бору очень напоминает дорогу с дольменами и водопадами вдоль реки Жэнэ в Геленджике и даже лесную аллею в селе Воскресенское от Светлояра к Святому источнику. Но там-то на каждом углу – торговля, бизнес. А здесь – тишина и тайна.

 

Направо пойдешь – в «Ледяную» попадешь, налево пойдешь – в «Старцеву» придешь

До первой пещеры мы шли почти час, правда, с многочисленными фотоостановками. Дочь не выпускала фотоаппарат из рук, стремясь запечатлеть каждую диковинку. Слева и справа – большие и маленькие провалы, узкие и широкие, короткие и длинные, в некоторых местах – каскады ям, и ощущение, что идешь не по лесу, а по мостикам, причем явно не по Нижегородской земле, а где-нибудь в горах. На полпути вам встретится огромное поваленное дерево. На нем можно посидеть передохнуть, а потом надо умудриться перешагнуть через него и двигаться дальше.

 

Наконец тропа упирается в поляну, на ней – деревянная лавка и развилка. Влево пойдешь – пещеру найдешь, вправо пойдешь – тоже в пещеру попадешь. Мы выбрали вправо. И не прогадали! Буквально через 200 метров – новая развилка, и каждая из тропинок приводит в пещеру. А если пойти влево, то до пещеры придется топать еще полтора часа.

 

Первой мы обнаружили пещеру с двумя гротами. По всей видимости, ледяная, потому что гроты уходят глубоко вниз и в них реально очень холодит. Спускаясь на 10 метров вниз, я цеплялась за корни деревьев, скользила, падала, чертыхалась и волновалась, как будем подниматься. Оказалось, вверх по «ступенькам» подняться не составит никакого труда. Вбежали за полминуты!

 

Внизу таинственно и даже немного страшно, особенно от того, что мы здесь совсем одни. Лазали, фотографировались, углублялись в гроты, подсвечивая телефоном вместо фонарика. Но это только так легко говорится и пишется – лазали и углублялись. А на деле каждый шаг требует усилий и сосредоточенности, потому что на дне «кратера» скользко и неровно. Наступишь на камень – а он двигается. Упрешься рукой в стену – а она осыпается. Почему-то здесь, внизу, очень захотелось громко и долго кричать. Мы послали свое «э-ге-гей» миру и долго ждали эха. Не дождались.

 

Буквально в 300-х метрах – «Старцева кель», если мы правильно поняли. Пещера с тремя гротами, уходящими вниз и вглубь на 20 с лишним метров. В одном из гротов вход завален. Чтобы спуститься в эту пещеру, нужно воспользоваться канатом, который кто-то предусмотрительно прикрепил к стволу дерева на поверхности. С этой задачей справятся даже подростки. Хотя сразу предупредим: вверх подниматься сложнее. На дне «логова» – огромный камень, а на нем – листочки с записками-желаниями: «Хочу поступить в мед», «Пусть у меня пройдет спина», «Чтобы мой папа стал…» (дальше – неразборчиво). В Интернете писали, что записки с желаниями оставляли в студенческой пещере: ее-то и обнаружили энтузиасты-студенты, потому так и назвали, и пожелания касались исключительно учебы, а записывались они в специально оставленную на дне тетрадь и специальной ручкой. Но… Новое время – новые традиции!

 

Мы побывали в двух пещерах из семи. В каждой провели по часу. Прикинув, что еще час зай-мет обратный путь, поняли, что на дальнейший поиск не хватит азарта, сил и радости. И решили отложить на потом, чтобы вернуться!

На обратном пути диковинки, которые удивляли в начале похода, уже перестают привлекать внимание. Ко всему человек привыкает, даже к заповедной лесной красоте. Девчонки набирают шишек на сувениры учителям и подружкам, делают умозаключение, что березовый лес светлее, чем сосновый, и мы выходим из заказника в чистое поле. И после лесного полумрака солнце кажется необыкновенно ярким!


…Столько открытий за один день – в этом, наверное, и кроется смысл местного природного туризма. Засыпая в машине, девочки попросились побывать в пещерах зимой и найти еще хотя бы парочку.

 

Анна Фильцова