Дзержинское время

На минувшем заседании Городской думы, которое прошло 22 апреля, депутаты присвоили звания почетных граждан Дзержинска бывшему депутату и детскому врачу Илье Поляшову (посмертно) и главному врачу больницы №2 Сергею Шамину. Кроме того они вновь внесли изменения в бюджет этого года и эмоционально обсудили вопросы экологии. А вот концепцию развития дзержинского транспорта в этот раз перед народными избранниками так и не озвучили. Началось минувшее заседание с весьма интересного заявления. Его озвучил депутат Килин, и было оно подписано, кроме него, еще и депутатом Корименко, а также секретарем политкомитета Нижегородского отделения партии «Гражданская платформа» Максимом Маткиным. Направлено же это обращение было к первому заместителю главы администрации города Анатолию Слизову. Иван Килин призвал его уйти с одного из занимаемых ныне постов, так как он является еще и заместителем председателя городской избирательной комиссии. «Совмещение должности муниципального служащего высочайшего ранга и одного из руководителей городской избирательной комиссии нарушает принцип честного проведения выборов» – было сказано в обращении. И, по мнению его авторов, «для обеспечения честности и прозрачности выборов, недопущения давления на избирательные комиссии» в ее состав не должны входить «муниципальные или государственные служащие высокого уровня». Кроме того, авторы документа обратили внимание своих коллег на то, что «при внесении изменений в Устав города в 2012 году инициаторами этих изменений на всех уровнях было обещано, что после принятия Устава в новой редакции политика будет полностью отделена от экономики».

Впрочем, сам Анатолий Слизов никак не отреагировал на это заявление. Не удостоил его комментарием на заседании и Геннадий Виноградов. Но уже после в пресс-службе администрации нам заявили, что в данном случае совмещение двух должностей Анатолием Слизовым не является нарушением действующего законодательства. «Депутаты напомнили в своем обращении, что в 2010 году Анатолий Слизов был вынужден сложить с себя полномочия председателя КУМИ, но тогда ситуация была иной, так как Виктор Портнов был непосредственным начальником Анатолия Владимировича и при этом участвовал в выборах мэра города. Это запрещено законом. Но в нынешней ситуации Анатолий Слизов является подчиненным Геннадия Виноградова, и никаких выборов пока не объявлено», – заявила в разговоре с нашим корреспондентом руководитель пресс-службы администрации Татьяна Андриянова. А дальше городской парламент приступил к рассмотрению повестки дня. Она в этот раз была немаленькая – 30 вопросов, но казалось, что споров среди депутатов по их существу возникнуть не должно. Впрочем, эти наши ощущения вновь не оправдались. Депутатские разногласия проявились уже во время процесса внесения изменений в городской бюджет, вопрос о которых стоял в повестке под четвертым номером. А до этого депутаты присвоили звания почетных граждан города Илье Поляшову (посмертно) и Сергею Шамину, утвердили решение о награждении почетным знаком «За заслуги перед городом Дзержинском» Бориса Симагина, который долгие годы работал в администрации города, кроме того согласовали установку мемориальной доски на фасаде школы №10 в память об адмирале Александре Горбунове. Как только на трибуну с докладом о поправках в бюджет вышел заместитель директора департамента финансов Александр Сливаев, сразу же и начались споры. Вопросами чиновника атаковали депутаты фракции «Справедливая Россия», а их интерес был вызван планами администрации о выделении МУП «Экспресс» 20 миллионов рублей. Например, депутат Орлов изначально предложил выделить вопрос о деньгах для «Экспресса» в отдельный, и стало ясно, что справедливороссы намерены блокировать это решение. Следом Михаил Михайлович заявил: «Мне что-то не понятно. Мы сменили руководство предприятием, усилили его, а результат тот же – «дайте еще денег». Давайте тогда вернем старого директора, он ничего не просил». На что Геннадий Виноградов парировал: «Старый-то как раз и просил. Как был дефицит 115 миллионов, так он и остается, потому от этих расходов мы никуда не денемся». Но депутат Орлов настаивал на своем и требовал разобраться, куда пойдут деньги: «Как там с судами к области дела обстоят? Мы так и будем бюджет ковырять?» – заявил он. Примечательно, но во время этой дискуссии мирно перелистывал документы основной оратор прошлого заседания Думы по вопросу денег для «Экспресса» Виктор Портнов. Напомним, еще месяц назад он очень недвусмысленно заявил о своей позиции по субсидированию этого муниципального транспортного предприятия. Как нам показалось, тогда она была резко отрицательной, а сам господин Портнов отчаянно ратовал за смену руководства МУПа. Но вот теперь Виктор Валентинович мирно перелистывал бумаги… Вступил же бывший мэр города в спор только в тот момент, когда справедливороссы начали требовать отчета нового директора «Экспресса» и обнародования его планов работы по выводу предприятия из кризисной ситуации. «Уважаемые депутаты, я думаю, что наши многомесячные ожидания, связанные с МУП «Экспресс», начали воплощаться в жизнь. Произошла смена руководства. На мой взгляд, по крайней мере, в числе заместителей (Александр Гуторов и Вадим Кудряшов. – Прим. автора) – профессионально подготовленные люди. Что касается нового руководителя, то я его не знал, но мы встретились, и могу сказать, что человек с интересом и желанием заступил на этот пост. Сегодня ему необходим кредит доверия…» – заявил Виктор Портнов. И эти его слова как-то уж очень явно контрастировали с его же прошлыми заявлениями о «неком гражданине из банковской сферы», что тогда еще только собирался занять пост директора МУПа. «У меня волосы дыбом встают! Мы чего от добра добра ищем? У нас что людей нет?!» – очень эмоционально некогда вопрошал Виктор Валентинович. Но либо Игорь Глитняк (нынешний директор МУП «Экспресс») в глазах депутата Портнова все-таки оказался человеком из разряда «людей», либо его успокоило присутствие на предприятии в ранге заместителя руководителя уже знакомого всем и давно Александра Гуторова, но в этот раз Виктор Валентинович был уже не так категоричен. Не тянуло его больше скрупулезно и скоро разбираться в особенностях финансирования главного транспортного предприятия города. Не тянуло и все: «Сказать, что эти 20 миллионов уйдут у песок – это не правильно, и подозревать новую команду, которая только заступила руководить предприятием, у нас тоже оснований нет. Поэтому я посоветовал бы эти деньги выделить, но на следующем заседании новый директор должен выйти и дать нам свою программу развития предприятия», – выступил Виктор Портнов, еще раз продемонстрировав всем вокруг свою высокую принципиальность в видении решения проблем городского транспорта. Впрочем, споры на этом не закончились. Депутаты вновь обсуждали, подавать или не подавать в суд «на область» по поводу компенсаций за проезд льготников, рассуждали о «плановой убыточности «Экспресса», говорили о концепции развития городского транспорта и так далее, и тому подобное. Но в итоге всей этой бурной дискуссии прошло голосование, которым депутаты решили все-таки выделить деньги предприятию. Впрочем, до широкомасштабного рассмотрения «концепции» народные избранники так и не дошли, так как ее снял с повестки дня сам Геннадий Виноградов по предложению депутата Портнова. «У меня очень большое желание снять этот вопрос с рассмотрения, так как, признаю, он пока еще сырой», – заявил глава администрации. Дальше волнения в зале успокоились и неожиданно вспыхнули вновь лишь при обсуждении вопроса об утверждении отчета о работе временной депутатской комиссии по проекту рекультивации шламонакопителя «Белое море». Как было сказано в пояснительной записке к этому пункту повестки, «временная комиссия… считает необходимым рекомендовать администрации города провести переговоры с ЗАО НПЦ «Эталон» с целью дополнения проекта консервации шламонакопителя «Белое море» мероприятиями, предусматривающими максимальную изоляцию опасных веществ…». И, казалось, споров здесь быть не должно, но… повод нашелся. В начале обсуждения этого вопроса свое слово сказал Геннадий Виноградов: «Я бы при работе этой комиссии воздержался от комментариев некоторых общественных экологических организаций. Ни одного специалиста, которые имеют возможность критиковать и заявлять сомнения к фактам государственной экологической экспертизы, там у них нет. Поэтому, если вы хотите что-то менять в проекте, утвержденном государственными органами, то давайте нанимать другие организации», – заявил он. И вот здесь слово взял Виктор Портнов, который высказал личную позицию по поводу общественных экологов. А обратил он внимание коллег на статью в каком-то неведомом доселе никому иностранном журнале, которая повествует об ужасах проживания в Дзержинске. Таких статей мы цитировали в свое время немало, а потому повторяться не будем. Но вот в завершение своего повествования об этой публикации господин Портнов назвал имена экологов, которые якобы распространяют недостоверную информацию о нашем городе. Под горячую руку Виктора Портнова попал известный в нашем городе эколог – руководитель общественной организации «СПЭС» Дмитрий Левашов: «В 2005 – 2006 годах мы вели переговоры с компаниями «Ситроен» и «Пежо» о размещении здесь их производств. И тогда пошла вот такая ерунда, – говорил Виктор Валентинович, потрясая статьей из никому не известного журнала. – Пошли вот такие выступления и публикации независимых экологических организаций, и они приняли решение о развертывании производства в Калужской области…». В общем, если судить по словам Виктора Валентиновича, во всех инвестиционных неудачах нашего города оказались виноваты именно общественные экологи: «Я обращаюсь к депутатам. Вы думайте, с кем общаться и кого поддерживать!» – резюмировал он.

Но коллеги Виктора Портнова в стороне не остались. Александр Корименко, председатель временной комиссии, отчет которой как раз и вызвал бурную реакцию бывшего мэра, заявил следующее: «Я разделяю ваше опасение за имидж города в глазах инвесторов, но хотел бы отметить, что в поручении Городской думы было указано о привлечении к работе общественных организаций, что и было сделано. Что же касается публикаций в Интернете, то все мы знаем, что в последнее время он становится информационной помойкой, потому я бы очень осторожно относился к информации, которая там размещается. Мы же оперируем в отчете в том числе и результатами госэкспертизы. А разработчик проекта «Эталон» не отрицает, что при консервации не решается основная проблема данного объекта – контакт его тела с грунтовыми водами. Государственная комиссия это подтверждает, а потому в отчете комиссии мы предлагаем администрации провести переговоры с разработчиками и предусмотреть мероприятия, которые обезопасят грунтовые воды от влияния шламонакопителя».

Свою лепту в этот диалог внес и депутат Чесноков, но его слова касались конкретных личностей: «А я вообще своим детям запрещаю посещать сомнительные странички в Интернете. По поводу же экологов, которые «неспециалисты», хотелось бы напомнить Геннадию Вячеславовичу, что они сегодня помогли предотвратить уничтожение пырского леса, а специалисты, работающие в отделе, который выдает разрешения на рубку леса, с чего-то вдруг написали, что там был трехметровый пожар. А еще, Виктор Валентинович, я обязательно передам Левашову, что он является главным, кто нанес экономический ущерб городу». Дискуссия на этом не закончилась, но она, скорее, пыталась загасить вдруг вспыхнувший спор. И в результате депутаты отчет все-таки утвердили, а дальше их работа продолжилась без споров и громких заявлений… Впрочем, на этом история с обсуждением «вреда общественных экологов» не закончилась. Видимо, депутат Чесноков все-таки рассказал Дмитрию Левашову о том, о чем обещал, так как уже на следующий день в редакцию пришла по электронной почте копия трехстороннего Меморандума о взаимопонимании и сотрудничестве, который в 2005 году, судя по подписям на нем, подписал Виктор Портнов от имени главы администрации города, Асхат Каюмов – директор экоцентра «Дронт» и… директор знаменитой некогда в нашем городе организации Blacksmith institute Ричард Фуллер. Если кто не помнит, то как раз тогда, в 2006-2007 годах, о которых так горячо вспоминал Виктор Порт-нов, наш город и был ославлен по всей стране и за ее рубежами этим самым «институтом». Напомню, эта организация включила Дзержинск в свой «рейтинг» самых грязных городов планеты, который, правда, потом, если мне не изменяет память, и вовсе оказался списком мест, с которыми работал институт. И вот в этой связи я честно не понимаю, с чего вдруг Виктор Валентинович решил, что тогда виновниками порочащей город информации были именно Левашов и общественные экологи, если он сам, как гласят документы, обязался сотрудничать с «Черным смитом»?.. По мне, так здесь не экологическими отходами попахивает, а простым политическим цинизмом. Это на мой журналистский нюх, а как на ваш?

Полное видео с заседания Городской думы

Копии документов, о которых шла речь, вы можете найти здесь.
Сергей Кулаков
P.S. А вот так недавно о деятельности Дмитрия Левошова отозвался Г.Виноградов.