Дзержинское время

Сегодня в городе несколько музыкальных школ, и каждая заслуживает того, чтобы поведать о ней читателю. Но, конечно же, самой яркой биографией располагает первая музыкальная школа. Во-первых, она – первая, а это значит, что именно с нее началась музыкально-образовательная жизнь в Дзержинске. Из этого следует, во-вторых, что она – самая старая, а это значит, что через ее классы прошло самое большое количество учеников. Но для дзержинских меломанов эта школа является, прежде всего, центром музыкальной культуры города. А начиналось все вот с чего. Летом 1937 года дзержинский ГорОНО (городской отдел народного образования) постановил: организовать школу для музыкальной подготовки взрослых и детей. Во дворце культуры завода им. Свердлова под эту студию выделили две комнаты, и с осени того же года занятия с музыкально одаренными дзержинцами начались. Руководил этой школой замечательный музыкальный деятель и педагог Павел Григорьевич Беренков. Памятный всем горожанам дом на улице Кирова, 15 появился в 1960 году. Это было здание, специально построенное для музыкальной школы №1. В качестве основы для проектной документации взяли типовой проект музыкального училища, реализованный в г. Горьком. Двухэтажное (по типовому проекту) здание главный архитектор города Воронков нарастил третьим этажом, и получилось то, что получилось, что известно дзержинцам вот уже более пятидесяти лет. Те годы для архитектуры постепенно становились не самыми благоприятными, и поэтому наружный декор здания первой музыкальной не поражает воображение особыми «красивостями». Здание находится в курдонере. По второму и третьему этажу пробито по 18-ть больших окон. Окна первого этажа аналогичны верхним. По краям здания окна первого этажа отделены от окон второго декоративными ромбами, а между вторым и третьим – розетками. Вот, собственно, и весь декор. Главный вход в школу чуть смещен от центра влево и укрыт массивным козырьком, опирающимся на металлические столбы-трубы. Крыльцо на несколько ступеней приподнято и ограждено красивой металлической решеткой. В отдельном строительном блоке расположен концертный зал и фойе к нему. Этот блок примыкает перпендикулярно к оси учебного корпуса. Высота концертного зала соответствует примерно высоте двух этажей учебного корпуса. Когда-то на южной стене зала были пробиты высокие окна, но после реконструкции они заложены кирпичом. Сохранилось лишь одно из этих окон в зоне концертной площадки. Войдем в здание. Поднявшись на крыльцо и пройдя через дверь, вы минуете нечто вроде сеней и попадаете в просторный вестибюль. В нем расположена раздевалка. Из вестибюля вы можете пройти в фойе концертного зала, в артистические комнаты и в учебные помещения. На первом этаже расположены, главным образом, административные помещения, на третьем и втором – классы по обе стороны коридора. По краям учебного корпуса есть две лестничные клетки. Особая гордость школы, да и всего Дзержинска, – концертный зал. Он всегда был хорош: прекрасная акустика, удобный обзор с любого места, нарядный облик. Но лет двадцать тому назад концертный зал подвергся капитальной реконструкции, после которой немного найдется подобных концертных площадок во всей Нижегородской области. Тогда же преобразилось и фойе. После этой реконструкции зал получил имя знаменитого русского композитора-новатора Александра Николаевича Скрябина. Этот зал – ныне именуемый Скрябинским – хранит в своей памяти уникальных музыкантов. Перечислить всех великих, удостоивших своим исполнением Скрябинский зал, нет никакой возможности. Достаточно упомянуть таких гениев, как старший и младший Ойстрахи, Гилельс, Хачатурян, Ростропович, чтобы составить свое представление об уровне музыки, звучавшей в этом зале. В моей памяти навсегда сохранился последний (или один из самых последних) концерт Мстислава Ростроповича перед его невольной эмиграцией. Гениальный виолончелист играл вместе с горьковским симфоническим оркестром под руководством Израиля Гусмана. Играл не в концертном фраке, а в сером, несколько даже помятом костюме – по-домашнему. Играл Маэстро вдохновенно, и уже тогда его виолончель издавала какие-то ностальгические звуки. После концерта народ не расходился. Выстроился в два плотных ряда между крыльцом и калиткой. Ждали Маэстро. Мы еще не догадывались о том, что он уезжает. Но, по слухам, знали, что помогает опальному Солженицыну, чуть ли не приютил его у себя. И когда Мастер появился в двери, грянули аплодисменты и посыпались цветы ему под ноги. Дзержинцы благодарили Маэстро за прекрасный концерт и за гражданское мужество. Впоследствии Мстислав Ростропович неоднократно доказывал, что оно, это мужество, составляет самую его суть. Да, Скрябинский зал первой музыкальной традиционно является центром культурно-музыкальной жизни Дзержинска, и я не могу припомнить другого зала, способного составить ему конкуренцию. Именно Скрябинский зал, в основном, и делает первую музыкальную школу домом нашей памяти. Но не только он, разумеется. В первой музыкальной выросла целая плеяда замечательных педагогов. Мы уже упомянули незабываемого первого директора школы П. Г. Беренкова, но не можем здесь не вспомнить таких педагогов, как Л. Хвиливицкая, В. Дюков, Т. Беленькая, М. Земляницын, В. Марычева… Когда начинаешь перечислять фамилии, всегда боишься кого-то забыть. Но первая музыкальная всегда была сильна не столько отдельными личностями, сколько крепко сколоченным, высокопрофессиональным педколлективом. И это тоже делает музыкальную школу №1 памятным домом для дзержинцев. Наконец, мы должны сказать, что через классы и коридоры первой музыкальной за 55 лет ее жизни прошло около 10 000 учеников. Все они здесь, успешно или не очень, получили начальное музыкальное образование и обрели вместе с ним какое-то новое качество. Я, во всяком случае, всегда завидовал людям, умеющим извлекать из как будто бы мертвых предметов живую, волнующую меня музыку. Эти врачи и инженеры, аппаратчики и слесари, учителя и водители, механики и бизнесмены вдруг откладывают свои дела, садятся за рояль, берут в руки баян или гитару и начинают радовать своих близких вечной, как жизнь, музыкой. Это ли не прекрасно?! Конечно, музыкальная школа не предназначена делать из своих учеников профессиональных музыкантов. Но определенная часть воспитанников школы ими становится, достигая порой значительных успехов. Среди таких бывших учеников первой музыкальной нельзя не назвать лауреатов и дипломантов международных и общероссийских конкурсов Максима Емельянычева, Виктора Кузоватова (шутка ли – лауреат конкурса им. Рахманинова!), Юрия Варакина, Людмилу Брахман, Александра Ковлягина и (как же, как же!) известнейшую у нас певицу Любовь Дудоладову. Как бы там ни было, но для 10 000 учеников, вышедших из стен этого дома, ставших знаменитыми и не ставших таковыми, он – дом на Кирова. 15 – навсегда останется домом их памяти. Исаак Фельдштейн