8 сентября состоятся выборы московского мэра. Обычно «немосквичей» не очень трогало, что делается там, в Москве, так как наша столица – это отдельное от всей России государство. Но в этот раз московско-кремлевские игры коснулись всей страны.


Начнем с того, что выборы московского мэра – всенародные, а не как в большинстве российских городов, отданные на откуп депутатам. Нынешний московский мэр был назначен на этот пост после отставки Лужкова. И срок его полномочий заканчивался через год. Но неожиданно этой весной Собянин подал в отставку, и новые выборы назначили на 8 сентября. Естественно, Собянин примет в них участие. В соответствии с законом, он не уходит в отпуск на время избирательной кампании, а становится и.о. мэра. Тут москвичи зашумели: времени на раскрутку у других кандидатов почти нет, да и административный ресурс у и.о. мэра не меньше, чем у мэра. А Собянину ну очень хочется стать по-настоящему легитимным мэром, тем более он не москвич и не знает отношения к нему столичных жителей. Он делает несколько громких заявлений о том, что должны быть зарегистрированы все кандидаты и что он против «карусели» (для тех, кто не знает, – это когда на автобусах возят одних и тех же людей по разным участкам), против открепительных талонов в массовом порядке.


Все бы хорошо. Но вот уже не может принять участие в выборах Михаил Прохоров, который наверняка стал бы главным соперником Собянина. Дело в том, что закон запрещает баллотироваться на любую выборную должность гражданам, имеющим активы за границей. Принят этот закон совсем недавно, прямо под миллиардера Прохорова, у которого имеются такие активы. Прохоров объявляет, что он не будет участвовать в выборах, так как за столь короткий срок ликвидировать активы за границей невозможно.


Объявляют об участии в выборах и впоследствии становятся кандидатами Сергей Митрохин от «Яблока», Илья Мельников от КПРФ, Михаил Дегтярев от ЛДПР. Но все понимают – это не соперники для Собянина. В запасе есть лидер оппозиции Алексей Навальный, которого выдвинула кандидатом в мэры партия «Парнас». Но Навального судят по сфабрикованному процессу «Кировлес». Якобы он, будучи общественным советником кировского губернатора, давал советы предпринимателю Офицерову (которого тоже судят в паре с Навальным), а тот продавал лес по заниженным ценам. В итоге – ущерб государству 16 миллионов рублей. Куда делись эти 16 миллионов, суд так и не рассказал. Ни у Навального, ни у Офицерова их не нашли. Напротив, Офицеров представил все накладные, указывающие, куда лес пошел и за сколько. Но суд это не интересовало.


Я сама смотрела по Интернету прямую трансляцию многих заседаний суда. Смешно было видеть свидетелей обвинения, которые в ответ на вопросы чаще всего отвечали: не знаю, не помню. Еще бы, дело происходило в 2009 году. По нему уже два раза организовывали процессы, и оба раза и Навального, и Офицерова признали невинов-ными. Был арестован еще один из руководителей «Кировлеса». Ему грозил реальный срок, и чтобы избежать его, он пошел на сотрудничество со следствием и дал показания на Навального и Офицерова.


Собственно, на его показаниях, а также показаниях его жены, которая была при нем бухгалтером, и дочери, тоже работавшей вместе с родителями, и построили обвинение. А еще на прослушке телефонных разговоров и изучении электронной почты и смс обвиняемых. А мы возмущаемся, что американцы всех прослушивают. Но и наша ФСБ не лыком шита. Хотя решение суда о разрешении прослушивать разговоры вряд ли было. По словам прокурора, диск с разговорами обвиняемых им предоставила Федеральная служба безопасности. Показания же защиты почти не были выслушаны.


Понятно, почему подняли это дело. Во-первых, за последние годы адвокат Навальный стал одним из лидеров оппозиции путинскому режиму. Во-вторых, он в своем блоге опубликовал документы, компрометирующие председателя следственного комитета Быстрыкина, касающиеся собственности того за рубежом. Опровержения не последовало, а было возобновление уголовного дела и срок: пять лет Навальному, четыре – Офицерову в колонии общего режима плюс штраф на обоих в миллион рублей. На осужденных тут же надели наручники и, дав попрощаться с родственниками, друзьями, вывели из зала. Около суда собралась толпа людей, которые скандировали: «Свободу Навальному!». Наиболее активных полицейские заталкивали в автозаки…


Кстати, за день до вынесения приговора Навальный был зарегистрирован как кандидат на должность московского мэра. И в том, что судебный процесс сфальсифицирован, не сомневались большинство юристов и просто разумных людей. Но мало кто ожидал столь сурового наказания. В нашей стране и за большие провинности щадят. Для примера. Буквально за несколько дней до того, как был вынесен приговор Навальному, префекту одного из московских районов за растрату нескольких сот миллионов рублей дали условный срок. Выпущены на свободу подмосковные прокуроры, которые «крышевали» игорный бизнес… Не зря у нас фраза «для друзей – все, для врагов – закон» стала поговоркой.


В Москве после объявления приговора началась подготовка к несанкционированной акции, хотя власти предупредили, что участники ее будут разогнаны и наказаны в соответствии с законом. Тем не менее в центре Москвы вечером собрались около десяти тысяч людей. Протестующие перекрыли на какой-то момент Тверскую улицу, окружили Государственную Думу (кстати, она никем, кроме двух полицейских, не была защищена). Проезжавшие машины сигналили в поддержку протестующих. Полицейские вели себя не столь агрессивно, как обычно. В 20.00 распространилась информация о том, что Кировская областная прокуратура опротестовала арест Навального и Офицерова до вступления решения суда в законную силу. Среди протестующих началось ликование. А полицейские начали оттеснять народ с центральных улиц. Кстати, акции протеста против ареста Навального прошли в этот день в десятках городов России.


На следующий день прокуратура приняла беспрецедентное решение: освободить арестованных в зале суда до решения апелляционных органов. На следующий день Навальный и Офицеров приехали в Москву. На вокзале их встречал эскорт полицейских, выстроенных по всему периметру платформы, и толпы восторженных людей. Навальный объявил, что продолжит борьбу за кресло московского мэра. Так власть сама делает героев.

Вопрос: зачем нужно власти, чтобы Навальный участвовал в московских выборах? Да и зачем это самому Навальному? Приговор оппозиционеру никто не отменял. Процесс апелляции может продлиться и месяц, и несколько месяцев. Это хорошо понимает лидер оппозиции. «Сколько дней осталось, все мои, – говорит он. – Я должен их использовать в борьбе с нынешней коррупционной властью». Мало кто предрекает победу Навального на выборах. Действительно, трудно представить ситуацию, когда в Кремле Путин, а в Москве – его злейший враг Навальный. При таком раскладе – это уже другая страна. Такого не допустит президент. К этому, на мой взгляд, не готово и большинство москвичей. Политологи дают Навальному от силы 20 процентов голосов на выборах. Власть надеется на 7-8 процентов. Именно в расчете на низкий процент она допустила Навального до выборов, – показать, что большинство людей против оппозиции. Собянину же нужен Навальный, чтобы показать, что его избрание по-настоящему легитимно. Оппозиции необходим Навальный, как знамя, в дальнейшей борьбе.


Что ждет Навального после выборов? Помнится, когда-то у нас в Нижнем Новгороде выборы мэра выиграл опальный предприниматель Климентьев. На следующий день его арестовали по старому уголовному делу. Если посадят Навального, то посадят надолго, ведь его ожидают еще два, скорее всего, также фальсифицированных дела. Ну как у Ходорковского – когда он уже отбывал первый срок, ему организовали второй процесс, сейчас готовят третий. Собственно, Навального могут посадить и до дня голосования, если почувствуют, что он способен набрать достаточно голосов для того, чтобы был второй тур выборов. Это грозит новым бунтом в Москве – у Навального много сторонников.


Навальный, лишенный поддержки официальных средств массовой информации, ведет свою кампанию жестко. Часть московской интеллигенции уже испугалась, мол, Навальный – это второй Путин. На его голову посыпался компромат, так, по мелочи, но колющий больно. А что же Навальному в его ситуации быть белым и пушистым? Он не меняет своей позиции – той, с которой выступал на акциях протеста, той, что придерживался, публикуя в своем блоге документы о зарубежной незадекларированной собственности наших депутатов и чиновников. Кстати, некоторые из депутатов после выступлений Навального добровольно складывали свои мандаты.

Чем закончатся выборы в Москве? Победит Собянин. А Алексей Навальный отправится в тюрьму?.. Но он уже стал политиком федерального масштаба. Помните Манделу? Он двадцать лет отсидел в тюрьме, а потом стал президентом. Его девяностолетие отмечали во всем мире. Не ждет ли такая же история и нас?

 ОльгаЦуккер