Помните известную песню Высоцкого «Разговор у телевидения»? Там героиня просит у своего героя то майку новую, то в магазин сходить. На что получает вопрос: «Где деньги, Зин?». С этим вопросом очень хочется обратиться и мне к нашей власти, особенно к президенту. Именно он в ходе своей предвыборной кампании обещал россиянам молочные реки и кисельные берега.

 

Он и сегодня пытается сделать хорошую мину при плохой игре. Старается говорить больше о наших достижениях, которых все меньше и меньше.


А помнится, в 2011-1012 годах тогда еще премьер министр Путин убеждал россиян в том, что Россия безболезненно, по сравнению с Европой и Америкой, миновала мировой экономический кризис.


Нас убеждали, что первую волну мирового экономического кризиса мы успешно миновали, а ко второй готовимся изо всех сил. Денег хватит на все: и на военный бюджет в двадцать триллионов рублей, и на социальные программы: медицину, образование и так далее. Речь постоянно заходила о каких-то дорогостоящих проектах типа освоения Сибири и Дальнего Востока, строительстве высокоскоростных магистралей, универсиадах и олимпиадах. В общем, планов наших громадье.


Но вот прозвучал первый и довольно громкий звонок. При обсуждении бюджета (сейчас его планируют почему-то на три года, так как чем больше срок, тем дальше спрос) правительство потребовало сократить его расходную часть на пять процентов. Не тронули только священную корову – ВПК. Обещали не сокращать и социальные программы, но это уже по остаточному принципу.


А дальше – больше. Премьер-министр Д. Медведев заявляет на инвестиционном форуме, который проходил в конце прошлой недели в Сочи, что дела обстоят в экономике не очень хорошо, а дальше будет хуже, и россиянам придется потуже затянуть пояса. Это после оптимистических речей президента? Или у нашего тандема распределение обязанностей: один граждан успокаивает, второй пугает? И, в общем-то, на хозяйстве сидит премьер, а президент – фигура больше политическая. Но в этом ли заключается та самая стабилизация, о которой так много говорит президент?


Министр экономического развития Улюкаев в очередной раз предложил увеличить срок пенсий для женщин до 60 лет. Причем наши официальные средства массовой информации очень смешно подают эту его фразу: мол, разрешить женщинам уходить на пенсию в 60 лет. А кто им запрещал делать это до этого? По-моему, наши женщины работают до тех пор, пока их ноги носят, на нищенские пенсии прожить трудно. А тут еще и зарплата идет. Собственно, в последнее время наши пенсионные реформаторы и так и сяк пытаются придумать, как снять с работающих пенсию, предложений по этому поводу было много. Но страшно. Сегодня молодежь, ученые на улицы выходят. Но за пенсионерами тоже не заржавеет. Наша власть, наверное, не забыла начало монетизации льгот.


В общем, танцевали – веселились, подсчитали – прослезились. И если Европа и Америка медленно, но выползают из экономического кризиса, то Россия скатывается в глубокую рецессию. Медведев в Сочи пригрозил даже увеличением безработицы, хотя ее низкий уровень всегда был нашим козырем. В этот раз премьер предложил сокращать нерентабельные рабочие места. А где же их, рентабельных, взять? ВВП упал в стране до нижайшего уровня – до двух процентов не дотягивает. Промышленность еле-еле дышит. Россия по-прежнему живет на нефти и газе. И хотя цены на нее высокие, но покупать стали меньше. А ну как цены упадут! При этом в газовой отрасли у нас уже проблемы. И продавать нам, кроме оружия, нечего. Капиталы из страны бегут. Не случайно Медведев предложил создать агентство по инвестициям в регионах. Да уж сколько этих агентств создано, которые зачастую просто служат рассадниками чиновников. Не случайно премьер посетовал, что вот уже десять лет мы не можем решить задачу по сокращению чиновников. Так у нас эти агентства плодятся, как грибы после дождя. Вот совсем недавно у академиков собственность отобрали, а управлять ей будет очередное агентство.


Некоторые экономисты считают, что в стране денег много, вот только расходуются они не так. Так что на вопрос: где деньги, Зин, если постараться, ответ найти можно. Хотя бы покончить с проектами века, которые пробивают наши чиновники с единственной целью – урвать значительную часть денег для себя любимых.


Вот недавно Газпром заплакал: сокращение тарифов на следующий год обойдется ему в полтриллиона рублей. Господин Миллер, откажитесь от своего планшета, который обошелся Газпрому в 120 миллионов рублей. Летайте не на суперкомфортабельных самолетах, а на обычных. Еще сто миллионов сэкономите. Я уже не говорю о высших чиновниках, которым, если уходят с должности, для «мягкой посадки» выделяют щедрые многомиллионные «парашюты».


Или господин Якунин – глава РЖД – заявил, что заморозка тарифов (для монополистов) приведет к сокращению инвестиционных программ железнодорожников на 124 миллиарда рублей, при этом будут сокращены 62 тысячи работников. Помилуйте, отказ только от одной скоростной казанской дороги, которая, если и будет иметь отдачу, то лет через двадцать, позволит вам покрыть все ваши убытки и сократить государственные расходы с учетом воровства и откатов на миллиарды рублей…. Но власть вняла воплям наших чиновников: сократила, но не отменила рост тарифов для населения.


Что же делать, господин премьер-министр? Сказано – затянуть потуже пояса. Затянем, нам это не впервой. Мы уже затягиваем: цены растут на все: на бензин, на продукты, на товары длительного спроса. А уж как нас ЖКХ выпотрошило! Тарифы растут, счетчики на все и на вся окончательно выворачивают карманы. Интересно, а государство вместе со своей чиновничьей ратью пояса затягивать собираются?

 

Ольга Цуккер