Талантливый музыкант, композитор Павел Григорьевич Беренков из тех людей, кто из-за любви к музыке выбрал нелегкий, но благодарный путь педагога. Он всю свою жизнь зажигал в душах людей искру истинного понимания прекрасного, того чуда, которое несет человеку музыка. Его имя останется в летописи нашего города как основателя музыкального образования – первого директора первой в истории Дзержинска музыкальной школы. Детство и юность Он родился 26 августа 1896 года в старинном селе Княжья Гора (Успенское) Курмышского уезда Симбирской губернии в крестьянской семье (ныне село Княжиха Пильнинского района Нижегородской области). Привольно раскинулось оно на левобережье реки Суры почти на границе Нижегородчины с Мордовией. Захватывает дух от простора, что открывается с высокой точки на Пильну, на леса в сторону рек Суры и Пьяны. Глава семьи – Григорий Беренков – был справным хозяином: сметливый, грамотный крестьянин занимался торговым делом, и вскоре после рождения Павла большая семья перебралась на жительство в приобретенный просторный дом в уездный город Курмыш. Окончив высшее Курмышское начальное училище, Павел помогал отцу по торговой части. Едва начал служить по срочному призыву в Первую империалистическую войну в Казани, как грянула революция 1917 года, напрочь перечеркнув прежнюю жизнь. В первых числах сентября 1918-го юноша вернулся в родительский дом, как раз тогда, когда случились трагические события восстания курмышан против Советской власти. Мятеж подняли крестьяне окрестных деревень, не пожелав вступать в ряды Красной Армии. На подавление сопротивления выступил карательный отряд красных, почти полностью состоявший из латышей. Они штурмом взяли город. По Курмышу пронесся слух: истребят всех участников выступления против большевиков. И он подтвердился – вплоть до самой зимы в уезде свирепствовал красный террор. Расстреляли более сотни крестьян, зачастую вовсе невиновных, попавших под «горячую руку». Под кровавый «каток» едва не угодил и Павел. В марте 1920 года в ходе следствия Симбирский губотдел ГПУ по Курмышскому уезду заподозрил двадцатилетнего парня «в активном участии в Курмышском белогвардейском восстании». Однако он виновным себя не признал, и в октябре 1920 года суд был вынужден вынести «компромиссный» приговор – два года принудительных работ с подпиской «о невыезде». На этом дело Беренкова не закончилось. 22 марта 1921 года, «согласно заявлению бдительных земляков – членов РКСМ и личному распоряжению ответственного секретаря Курмышского комитета РКП(б)», Павла арестовали. Медленно тянулись месяцы мучительных допросов в мрачном подвале тюремного каземата. В 1922 году Симбгуботдел ГПУ решил Беренкова «освободить без всяких подписок, следствие по его делу продолжить в секретном порядке и в оконченном виде представить в Симбгуботдел». Жесткое испытание не сломило характер молодого человека. Однако, отозвавшись душевной болью, всю жизнь дамокловым мечом висело над ним, вынудив скрывать подлинную биографию, придумать легенду о тяжелом житье-бытье семьи Беренковых в Курмыше. Лишь в 1996 году решением государственной комиссии обвинение в «антисоветской деятельности в 1918 году» с Беренкова сняли «ввиду недоказанности всех обстоятельств дела». Становление музыканта В Курмыше Беренковы слыли семьей певческой, от природы щедро одаренной музыкальным талантом. Еще в юности Павел выучился игре на фортепиано. Обладая тонким слухом, мог освоить любой инструмент, едва познакомившись с ним. Его родная сестра Зина зарабатывала на жизнь, аккомпанируя на аккордеоне, другая – Нина – получила профессию музыкального руководителя детского сада. Младший брат Михаил, инженер Сормовского судостроительного завода, в свободное время не расставался с баяном, как и старший – Иван. В 1921 году избранницей Павла стала юная Анна Аркадьевна (в девичестве Зубрилова). Девушка уже немало испытала горестей, мотаясь санитаркой в красных эшелонах с ранеными в Гражданскую войну. Поначалу молодые поселились в г. Мелекесе (ныне Димитровград), а затем перебрались на жительство в Симбирск (Ульяновск). Павел работал там письмоводителем в Губкоме. В 1930 году у молодоженов родился Виталий – будущий талантливый композитор. По его мнению, родители имели музыкальное образование: владели нотной грамотой, мастерски играли на фортепиано. Супруги великолепно пели хорошо поставленными голосами: отец бархатисто-сочным баритоном, Анна Аркадьевна – красивым меццо-сопрано. Вечерами Павел подрабатывал тапером в кинотеатре, озвучивал немые фильмы. Молодая семья Беренковых перебралась на жительство в Дзержинск в 1937 году. И это был неслучайный выбор. Муж сестры Павла Софьи – П.А. Тихонов – занимал в Дзержинске высокий пост в райисполкоме. Он и пригласил супругов Беренковых воплотить в жизнь свою давнюю мечту: основать в молодом городе музыкальную школу. В городе Беренков начал работать руководителем музыкальной студии при Доме культуры завода им. Я.М. Свердлова. В двух отведенных комнатах поставили пианино, объявили о наборе первых двадцати пяти учеников для обучения игре на фортепиано, сольному пению. И потек в школу ручеек желающих обу-чаться музыке. Их первыми наставниками были истинные подвижники, энтузиасты своего дела во главе с директором П.Г. Беренковым – М.В. Васильева, П.И. Алексеев, С.С. Пискунов и другие. Основоположником виолончельной школы стал В.Ф. Николаи. Коллектив преодолел немало трудностей: не хватало инструментов, нот, учебников. Единственная на весь город «музыкалка» в поисках пристанища часто меняла адреса. В разные годы школу переселяли в неблагоустроенные, тесные помещения, мало приспособленные для учебных занятий – то в частный дом на улицу Октябрьскую, то временно размещали в доме по проспекту Дзержинского (ныне дом № 13). Как-то школу поселили на ул. Маяковского (ныне дом № 12), наконец – на проспект Ленина (ныне дом № 68). Несмотря на трудности, светло и ободряюще смотрели с портретов в классах лики великих композиторов. И вновь звучала в ее стенах волнующая музыка Чайковского, Моцарта, Грига… Музыкальный «салон» Гостеприимная квартира Беренковых вскоре превратилась в «музыкальный салон» – излюбленное место встреч дзержинской интеллигенции. «Беренковские вечера» продолжились и в послевоенное время. На «огонек» в дом № 11, затем 11 В по улице Клюквина, где жили супруги, собирались музыканты, врачи, художники, учителя, инженеры, известные в городе люди. Здесь бывали супруги Парфеновы, семейство Вадовых, Ф. Слепов, М.В. Васильева, супруги Хвиливицкие, Арзамасцевы, М.И Труб с супругой и многие другие. Непременным завсегдатаем «беренковских вечеров» был и маэстро Гусельников. Несмотря на разницу в возрасте, талантливые музыканты подружились. А спустя годы их дети – Виталий Беренков и Ольга Гусельникова – стали парой и поженились. Теплые отношения музыканты поддерживали всю жизнь – вплоть до преждевременной кончины Н.К. Гусельникова в 1957 году. До конца тридцатых годов Павел Григорьевич успел освоить два курса заочного отделения Ленинградского музыкально-педагогического института, но продолжить образование не смог – помешала война. В 1942 году директора первой музыкальной школы призвали в армию. Поначалу служил в родном городе руководителем самодеятельности в эвакогос-питале № 2853, но уже в следующем году его отправили под Москву, а его детище – музыкальную школу – закрыли. Однако многие из учеников продолжили заниматься у педагогов на дому. Беренков служил в НовоГирееве Перовского района г. Москвы в ведомстве генерал-майора Г.П. Медведева – знаменитого генерала-кинолога, руководителя уникальной Центральной военно-технической школы военного собаководства, большого любителя музыки. Здесь Павлу Григорьевичу пригодился талант к сочинительству. Его знаменитая «Солдатская походная» стала визитной карточкой многих красноармейских хоров и ансамблей, «Песня о собаках» полюбилась многим бойцам. В школе военного собаководства воспитывали необычных собак: они помогали бойцам воевать, умели отыскивать мины, взрывать вражеские танки. Санитарные собачьи упряжки вместе с ездовым вывозили раненых из-под обстрела. Обученный пес мог в разгар боя подобраться к тяжело раненому бойцу, чтобы тот мог открыть брезентовую сумку на боку собаки и оказать себе помощь. Стихи к знаменитой песне о собаках-санитарах написали поэты Н. Евкина и Б. Рагозин. Годы мирной жизни В самые ответственные моменты находятся люди, способные изменить ситуацию к лучшему. Благодаря стараниям педагога Веры Васильевны Дробинской школу в Дзержинске вновь открыли. Специалистов-музыкантов нашли тогда в военном оркестре местного гарнизона. И начали действовать в «музыкалке» классы скрипки, виолончели. Вокал вела студентка Киевской консерватории Б.Я. Щедринская. Со временем педагогический коллектив пополнили первые воспитанники школы Н.С. Беляков, Р.И. Маркитантов, М.С. Земляницын. Вернувшись с фронта Павел Григорьевич Беренков вновь заступил на должность директора первой музыкальной школы и  бессменно проработал в ней до ухода на заслуженный отдых. Школа жила и выпускала учеников, влюбленных в искусство, в музыку. Тогда всем был хорошо известен симфонический оркестр школы под руководством Ю.И. Дутлова. В 40-50-е годы первые шаги в педагогике сделали здесь музыканты Л.А. Хвиливицкая, Т.Н. Языкова, Е.Л. Земская, В.В. Дюков. Выпускница Ленинградской консерватории Лидия Александровна Хвиливицкая приехала в наш город в 1941 году – ее мужа Рафаила Яковлевича, молодого инженера-химика, направили в Дзержинск для выполнения задания, связанного с организацией пуска новой оборонной продукции на заводе «Рулон». Супруги рассчитывали пробыть здесь месяц-другой, а задержались на целую жизнь. Основателю авторского класса импровизации присвоили звание «Почетный гражданин города Дзержинска». Имя педагога Л.А. Хвиливицкой занесено в Книгу почета нашего города, супругам установлены мемориальные доски на доме, в котором они проживали. Бессменный директор музыкальной школы Павел Григорьевич не позволил себе уйти «с головой» в хозяйственные дела. Музыка притягивала, он увлеченно занимался с учениками, сочинял, пытался осуществить свою мечту – создать оперу «Степан Разин». Музыкант работал над ней вплоть до самой кончины в 1973 году, успев завершить первое действие. Отрывки из нее многие годы звучали на домашних музыкальных посиделках. Их слушали коллеги по Горьковскому отделению Союза композиторов во главе с А.А. Нестеровым, в котором он состоял членом секции любителей-композиторов. Лучшие из музыкальных произведений П.Г. Беренкова были опубликованы в нотном сборнике, изданном секцией. Он плодотворно сотрудничал с Дзержинским драматическим театром, состоял там в должности музыкального руководителя, оформлял своими произведениями театральные постановки. И все же истинным призванием и любимой заботой оставалось преподавание. Он отдавал делу всю свою неуемную творческую энергию, любовь и жар души. Не все ученики стали профессиональными музыкантами. Хотя лишь творческая судьба его сына Виталия, выпускника Дзержинской музыкальной школы № 1, уже говорит о многом. Он стал хорошим композитором, лауреатом престижных музыкальных премий, членом Московского отделения Союза композиторов России, автором десятка опер, оперетт, сочинений для симфонического оркестра. Среди выпускников старшего Беренкова немало известных имен – Наталья Урусовскоя (Пластинина), Евгений Сладковский – одаренный музыкант, Максим Ковнер – профессор Горьковского университета, Марк и Римма Маркитантовы и многие, многие другие. Истоки успехов современной дзержинской музыкальной культуры – в далеком прошлом, в том духовном фундаменте, заложенном силой таланта замечательного педагога, талантливого музыканта и композитора – маэстро Беренкова. Станислав Шальнов, краевед (В материале использованы документы архива УФСБ по Ульяновской области, воспоминания сына П.Г. Беренкова – В.П. Беренкова) На фото: Беренков П.Г. в юности, г.Ульяновск, 1920-е годы. Протокол допроса П.Беренкова Беренковы П.Г. и А.А. Беренковы, О. Гусельникова с  Леной. г. Дзержинск, 1960 г. Сын Беренкова Виталий  Сладковский