Дзержинское время

 

С жиру бесились?

Дополнительная льгота малоимущим и многодетным семьям продержалась в нашем городе совсем недолго – всего два года. Обходилась она, надо признать, муниципальной казне недешево – примерно в 25 миллионов рублей в год. На эти деньги бесплатно завтракать в школе могли 2800 детей.
Но даже за эти два года родители многих школьников успели оценить этот вид поддержки и привыкли рассчитывать свой бюджет с его учетом. Кто-то же только-только собрал необходимые документы для оформления льготы. И на тебе! Весь декабрь депутаты Городской думы жарко обсуждали отмену бесплатных завтраков, спорили с администрацией и будто бы изо всех сил противились этой явно непопулярной мере экономии. Однако же проголосовали в итоге за то, чтобы родители всех без исключения детей платили за школьное питание одинаково, несмотря на положение и доход семьи.
Оправдывая свое, мягко говоря, спорное решение, депутаты делают акцент на то, что бесплатные завтраки были дополнительной, то есть необязательной льготой для небогатых и многодетных семей, так сказать, доброй волей муниципалитета. И что региональные компенсации на питание детей для этих двух категорий как были, так и остались. Малоимущие граждане ежемесячно получают из областной казны 450 рублей на каждого ребенка, многодетным семьям возмещают 693 рубля. Правда, эти дотации не покрывают вновь возникших расходов. Один завтрак в школе стоит 45 рублей, в месяц получается почти тысяча. Это только на одного ребенка. А если их несколько?
Виктор Софронов, председатель комитета по вопросам семьи, женщин и детей, социальной защите населения и охране здоровья, комментируя эту ситуацию, вообще говорит, что, следуя требованиям бюджетного кодекса РФ, Дзержинск даже не имел права сохранять бесплатные завтраки для детей, иначе мог бы лишиться дотаций в несколько сотен миллионов рублей. «Есть прямые полномочия муниципалитета, а есть что-то, что можно себе позволить только при благоприятных финансовых условиях, иначе речь идет уже о нерациональном использовании бюджетных средств.
Если муниципалитет проявляет такое самоуправство, то его могут лишить дотаций», – подчеркнул Виктор Александрович, видимо, имея в виду под «нерациональным использованием средств» поддержку семей, оказавшихся в сложных финансовых условиях.
Тем более странно слышать оправдания наших думцев, когда узнаешь, что другие города Нижегородской области нашли-таки возможность сохранить бесплатное питание для особо нуждающихся учеников. Может быть, у них действуют какие-то другие бюджетные кодексы?
Пытаясь сгладить ситуацию, народные избранники также подчеркивают, что льгота не отменена, а лишь приостановлена, то есть при благоприятных финансовых условиях может быть восстановлена. Вот только когда теперь они настанут, эти условия? А детей нужно кормить каждый день.

Я не я

И уж совсем некрасиво выглядит на фоне народных волнений реакция некоторых народных избранников, которые нашли повод оскорбиться, когда руководство школ в конце прошлого года разослало родителям уведомления, в которых указало, что бесплатные завтраки отменены решением депутатов Городской думы. Не понравилась им, видите ли, такая формулировка. Кое-кто из депутатов даже не постеснялся и пожелал разобраться, кто именно составлял эти уведомления? Мол, мы были вынуждены принять это решение, а кто-то даже был против, а тут взяли всех и под одну гребенку, и в глазах народа теперь все плохие. Однако же – дело сделано, льгота отменена, и снимать с себя ответственность за это, по меньшей мере, недостойно, как-то не по-мужски.
Мы, кстати, можем ответить возмущенным депутатам, кто сформулировал информационные письма для родителей – это сделала администрация каждой отдельной школы. «А что, интересно, мы должны были написать? – удивляется завуч одной из дзержинских школ. – Мы по закону обязаны вовремя сообщать родителям обо всех изменениях в организации учебного процесса, а также указывать основания для этих изменений. Или депутаты считают, что ответственность за их решения мы должны брать на себя? Нам, учителям и руководителям школ, и так постоянно приходится оправдываться перед родителями, объяснять различные нововведения, порой решать из-за этого конфликтные ситуации. А ведь мы, по сути, такие же заложники обстоятельств и тех решений, которые принимает наше начальство и депутаты.»
Наша собеседница также рассказала, что в некоторых школах города администрации пришлось принять по 30-40, а где-то и порядка 60-ти заявлений от родителей, возмущенных отменой бесплатных завтраков: «Мы, конечно, в таких случаях стараемся разговаривать с родителями, объяснять, что ребенок должен обязательно кушать в школе.
И мамы в итоге, конечно, соглашаются, смиряются. А что делать? Не оставлять же ребенка голодным, даже если в семье на счету каждая копейка».

На сухой паек

Однако в связи с отменой льгот в некоторых школах все же появились желающие отказаться от питания в учебном заведении вообще – слишком дорого получается. И сообщают даже о детях, которые якобы целый день находятся в школе, буквально голодая, их даже вынуждены подкармливать одноклассники. Возможно ли это? Как выяснилось, для учеников начальной школы это нереально. Дело в том, что, согласно санитарно-эпидемиологическим правилам и нормативам СанПин 2.4.2.2821-10, младшеклассники питаться в учебном заведении обязаны. Если ребенок посещает группу продленного дня до 15 часов, то он должен в школе завтракать и обедать, если остается до 17.00, то еще и полдничать (к слову, в продленку ходят почти все ученики 1-3-х классов дзержинских школ). Всего «полный пансион» младшего школьника в день стоит 130 рублей, в месяц получается около 2700 рублей. До января этого года многодетные семьи и семьи с маленьким доходом платили на тысячу меньше.
Что касается ребят постарше, то тут дела обстоят немного иначе. Начиная с 5-го класса, завтраки и обеды в школе для учеников становятся делом добровольным. Однако льгота по обеспечению бесплатными завтраками распространялась и на них, и родители школьников среднего звена и даже старшего ею с удовольствием пользовались. Например, Елена, мама четверых детей, рассказала нам, что старшая дочка, учившаяся уже в старших классах, от завтраков отказалась, а вот средний сын, имеющий хроническое заболевание, при котором большие промежутки между приемами пищи противопоказаны, посещая 7 и 8 классы, в школе бесплатно завтракал.
И она, мама, гораздо спокойнее чувствовала себя, зная, что как минимум один раз в учебное время ее ребенок полноценно поест. А вот теперь, признается Елена, она, скорее всего, будет придумывать какие-то другие варианты.
Видимо, именно с этой категорией учеников и связаны случаи отказа от питания в школе. Теперь, когда за завтраки придется платить, при этом обязать покупать их никто не может, часть родителей непременно откажется от них, переведя своего ребенка на сухой паек – булочки в буфете или домашние бутерброды.

Нашли, на ком экономить

В борьбе за экономию у нас, как водится, сразу ударили по самым беззащитным и уязвимым. И именно в кризисные времена, когда, казалось бы, наоборот меры социальной поддержки нужно усиливать. Как будто больше негде урезать расходы, кроме как забрать кусок хлеба у детей.
Жанна Борисевич, председатель ассоциации многодетных семей «Содействие», признается, что отмена бесплатных завтраков и необходимость теперь платить за них серьезно бьет по кошелькам малоимущих и многодетных семей. Тем более что родители сегодня ожидают введения еще и платы за продленку. «Педагоги в школах нас поддерживают, – рассказывает Жанна. – Например, социальный педагог нашей школы сама собирала подписи родителей и относила заявления в управление образования, но там сказали, что вы не по адресу пришли, решение принимали депутаты, идите к ним. То есть письмо на рассмотрение не взяли.» Между прочим, у Жанны семеро детей, сейчас в школе учится один, в следующем году пойдут еще двое, и тогда плата за питание в их семье будет составлять более 6 тысяч рублей в месяц.
Около 9 тысяч рублей в месяц теперь нужно платить за питание в школе маме пятерых ребят Ольге Зелинской. Она же, кстати, отметила, что если нет возможности вернуть льготу в полном объеме, то, может быть, будет предусмотрена хотя бы какая-то компенсация для многодетных семей в раз-мере 50 или хотя бы 30%. Это уже было бы какое-то подспорье.
Еще более сложная ситуация у многодетной мамы Яны Федотовой. Она воспитывает одна четверых детей, алименты от бывшего мужа получает копеечные. Яна предприниматель, и в лучшие времена, вероятно, выкрутилась бы, вытянула сама на своих хрупких женских плечах большую семью, и ребятишек бы всех подняла, но поскольку сейчас кризис, заказов у ее небольшого ИП очень мало, последние два года бизнес не приносит дохода вообще.
«Я была вынуждена устроиться на работу маляром-штукатуром, хотя по профессии художник-дизайнер, потому что никуда больше с таким количеством детей не берут. Очень сложно до сих пор. А когда я узнала, что нас лишают еще и питания, то стало просто страшно. В поддержке сейчас я очень нуждаюсь. Старший ребенок – студент, учится хорошо, но стипендию сейчас тоже сильно задерживают, двое детей ходят в школу, младший – в садик. Старшая дочка еще посещает художественную школу, но, к счастью, там мне позволяют оплачивать половину стоимости обучения. Ситуация для меня и моей семьи уже сейчас критическая, а будет, я боюсь, еще хуже», – рассказывает Яна.
Между тем многодетные мамы не собираются сдаваться. Они написали обращение к уполномоченному по правам человека по Нижегородской области и очень рассчитывают на его поддержку. Письмо сейчас находится на рассмотрении, а в феврале в Дзержинске ассоциация многодетных семей планирует провести «круглый стол» по этой проблеме.
А вот к нашим депутатам и чиновникам обиженные мамы не идут, потому как не ждут от них ни понимания, ни помощи. Вот и Виктор Софронов подтверждает, что ни в Думу, ни в горадминистрацию частных обращений с просьбой о поддержке от семей не поступало. Но даже если бы они и были, как установить критерии отбора – кому помогать дополнительно, кому нет? С каждой семьей ведь нужно разбираться индивидуально. А системный подход, он на то и системный, что касается всех, добавил депутат. Вот такие вот законы выживания…
Марина Ипатова