Народ заслуживает тот язык, который имеет?

Дзержинское время

Не было бы счастья, да несчастье помогло. Не было бы 195-го приказа Министерства образования и науки РФ, глядишь, и не вспомнили бы о нездоровье нашего родного языка. То, о чем лингвисты говорят давно и серьезно, наконец-то из узкопрофессионального обсуждения переросло в общенародное. И для этого всего-то надо было узаконить откровенно разговорные нормы языка в качестве государственных.

Но сдается, что серьезный национальный протест вызвало даже не признание за словом «кофе» права на средний род – по правде говоря, львиная доля русских грешит такой безграмотностью. Почему-то кажется, что если бы не «йогурт» с ударением на втором слоге – режущий ухо вариант, в котором многие из нас это слово даже и не слышали, наверное, шумиха получилась бы не столь масштабной. А так по всем телеканалам только и разговору, что о разрушении и обмельчании «великого и могучего» (спасибо «йогурту»). Профессиональные филологи нынче – главные герои теле-, радио- и газетных новостей. Слава Богу, они теперь услышаны, их мнение теперь важно.

В Нижнем Новгороде немало авторитетных словесников. Как в академической, так и педагогической среде. И каждая из них была представлена известным именем на пресс-конференции, которую в минувшую пятницу провела газета «Нижегородские новости». И хотя темой ее стал вопрос: “Будем ли мы говорить правильно после того, как Минобрнауки РФ утвердило список словарей, содержащих нормы современного русского языка?», разговор вышел далеко за заданные рамки. Профессору Тимуру Радбилю и доценту Елизавете Колтуновой – преподавателям ННГУ, зам. директора лицея № 28 Галине Бакулиной и доценту НГПУ Наталье Петровой было что сказать журналистам, которые, по сути, также ответственны за недуги современного русского языка.

В принципе все корреспонденты, которые собрались на эту пресс-конференцию, в свое время учились если не в Нижегородском педагогическом университете, то в университете им. Лобачевского – у преподавателей, приглашенных в «Нижегородские новости». Будучи их учениками и зная о проблемах языка не понаслышке, мы, тем не менее, редко беремся за эту тему. Что греха таить, журналистика, а современная в особенности, сплошь и рядом новостийная, выстроенная на информационных поводах. Нет повода – нет статьи, сюжета. Но вот он вроде бы появился – Министерство образования и науки приказом утвердило четыре словаря, с которыми теперь чиновникам нужно сверять свою речь, устную и письменную. И тут посыпалось – с газетных полос, радиоэфиров и телеэкранов! Наверное, права Елизавета Аркадьевна Колтунова, не один десяток лет преподающая на кафедре истории русского языка и сравнительного языкознания ННГУ, вся наша жизнь, наша речь – информационный повод. Права в том, что раньше надо было возмущаться. Например, когда в 2004 году вышло в свет первое издание «Словаря ударений русского языка” Ирины Резниченко – того самого, который теперь разрешает государевым мужам вместо «договОра» говорить «дОговор» и считает нормальным употребление слова «возбУждено» в речи юристов.

По мнению уважаемого лингвиста, один плюс в нынешнем «словарном» переполохе все-таки есть – наконец-то русский язык со множеством своих проблем оказался в центре внимания широкой общественности. А вот непрофессионализм уже проблема не языковая. Именно он, считает доцент Колтунова, и привел к утверждению столь странного списка словарей-эталонов.

Есть, правда, и другие мнения, не столько исключающие, сколько дополняющие первое. Наталья Петрова и Тимур Радбиль, к примеру, полагают, что пресловутый 195-й министерский приказ откровенно лоббирует чьи-то интересы.

Как бы там ни было, хочется верить, что этот нашумевший случай положит конец порочной практике вмешательства чиновников в то, в чем они не смыслят. И, возможно, установлением языковых норм, как и прежде, снова будет заниматься Академия наук, а не разношерстная комиссия при Министерстве образования и науки. Кстати, четверка словарей, которые должны стать настольными книгами государственных клерков, по признанию министра Андрея Фурсенко, школьникам не указ… 

(полный текст статьи читайте в газете “Дзержинское время” за 10 сентября 2009 года) 

Елена Серова