Дзержинское время

 

За ширмой ФОКа

В центре внимания оказалось муниципальное бюджетное учреждение Физкультурно-оздоровительный комплекс «Ока».
В редакцию «ДВ» обратились родители, которые возмущены происходящим в секции фигурного катания ФОКа, которой руководит тренер Наталья Рогова. Суть конфликта в том, что, отдавая приличные деньги, родители не получают адекватной отдачи в виде профессионального роста собственных чад.
Направляя своих малышей в художественную гимнастику, бальные танцы, равно как и в фигурное катание, взрослые, конечно, грезят о золотых медалях и чемпионских титулах. Такой мечтой зажглись и нижегородки Мария Жоглева и Ирина Кандалова, которые несколько лет назад отдали своих дочек в Детско-юношескую школу Олимпийского резерва (ДЮШОР) по фигурному катанию на коньках, шорт-треку и хоккею в нижегородский Дворец спорта профсоюзов к тренеру Наталье Роговой. Поначалу родители буквально боготворили наставницу своих детей, оказывая всяческую поддержку в силу собственных возможностей и ресурсов. Ирина Кандалова утверждает, что именно родители помогли тренеру найти работу после ее расставания со спорт-школой. Сегодня Наталья Рогова работает сразу в двух ФОКах – дзержинском «Ока» и автозаводском Дворце спорта «Северная звезда» в качестве совместителя.
Дети, которые занимались с Натальей Роговой в ДЮШОР, последовали за своим тренером. Такой порыв – свидетельство большой любви к своему педагогу, потому что в жертву приносится спортивная карьера. Надо понимать, что ДЮШОР ориентирована на подготовку профессиональных спортсменов. Основные цели секций в ФОКах – не высокие достижения, а здоровье и физическое развитие детей. Поэтому не все родители пошли на такие жертвы. Кто-то, как, например, Ирина Кандалова, продолжили занятия в ДЮШОР, где лед – ежедневный. График занятий в секциях ФОКа давал возможность вставать на коньки только четыре раза в неделю. В этой связи Наталья Рогова, как утверждает Мария Жоглева, разработала интересную схему тренировок. Дети, которые занимались у Роговой в автозаводском ФОКе, также получили возможность тренироваться на льду дзержинского ФОКа. Дзержинцы в свою очередь ездили в ФОК «Северная звезда». Правда, как утверждают Жоглева и Кандалова, с родителей начали взимать плату за дополнительные часы на льду. Деньги, как утверждают наши собеседницы, передавались не напрямую тренеру, а через представителя, избранного родителями. Сборы затем, по их же словам, перечислялись банковским переводом и отдавались наличкой. Однако сейчас доказать факт передачи средств тренеру по факту невозможно. Староста одной из групп, которая вынужденно вышла на тропу войны с тренером, не комментирует ситуацию из-за страха лишиться работы. По этой же причине мы не будем называть имя этого человека.

Из лидеров – в неудачники

Родители, которые пунктуально сдавали деньги «в кассу предприятия», начали беспокоиться за спортивные достижения своих детей и за это попали в число неугодных.
Марию Жоглеву о переводе ее дочери из группы А, где все звезды, в группу В – своего рода «отстойник» для отстающих, проинформировали по СМС. Мария поинтересовалась у тренера о причинах перевода ребенка в слабое звено, но в ответ услышала гневную тираду о физической неполноценности чада и отсутствии всякого желания стремиться к высоким результатам. Прежде дочь Жоглевой на всех соревнованиях брала призовые места. Заметно опустилась в спортивных результатах и девочка Ирины Кандаловой, которая так же, как и Жоглева, попыталась выяснить у тренера причины неуспеваемости ребенка, а также разобраться в том, куда же все-таки уходят ежемесячные сборы.
«У моего ребенка 28 медалей и 7 кубков, но тренер перешагнула через эти достижения, сказав, когда мы приняли решение об уходе, что дочь не будет первой», – вспоминает Ирина.
Наконец, здорово скатилась и дочь той самой старосты, которая якобы и передавала сборы родителей тренеру Роговой.
В распоряжении редакции попала копия ее объяснительной записки на имя директора ФОК «Ока» Зяки Умярова.
«Моя дочь занимается в группе у Роговой Н.В. с 2011 года, – явствует из документа. – За это время она повысила свое спортивное мастерство – выполнила 3-й юношеский разряд, получила 11 золотых, 3 серебряных и 8 бронзовых медалей по итогам более 20 соревнований.»
Затем, со слов родительницы, тренер переключила свое внимание на других детей, обделив тем самым рекордсмена, мать которой стала задавать слишком много вопросов. Результатом стал перевод дочери из первого во второй эшелон, то есть из группы А в группу В.
«Я не против успехов более перспективных детей, если это происходит не за мой счет – занятия в «Северной звезде» для моей дочери были платными, – дальше объясняла родительница. – Сумму устанавливала сама тренер (она была от 500 рублей за разовую тренировку и впоследствии достигла 3000 в месяц). Благотворительностью у нас в группе никто не занимался. Если я оплатила услугу (дополнительное занятие), то дочь и должна получить ее в полном объеме, а не просто поприсутствовать. Деньги я передавала Роговой Н.В. как сама лично, так и по ее просьбе через родителей.»

Тренер – зверь?

Возмущенные политикой тренера, родители приняли решение распроститься с занятиями в ФОКах. Одновременно с этим они не хотели, чтобы действия тренера Роговой оставались безнаказанными. По этой причине пожаловались на нее в областное министерство спорта, а также в спорткомитет администрации Дзержинска.
В письмах говорилось, что тренер отбирает детей в секции по ведомым только ей критериям, что противоречит идее массового спорта. Рогова наотрез отказывается вести диалог с родителями по вопросу спортивной успеваемости ее воспитанников. Наконец, родители вменяли в вину тренера денежные сборы, которые, по их мнению, фактически уходили на содержание тренера.
«Используя двойное место работы, тренер фактически продает государственный лед родителям учеников ФОКа города Дзержинска и ДС «Северная звезда», так сказать, на перекрестной основе, – утверждалось в обращении. – Кроме того, во время ледовых тренировок Роговой Н.В. на льду часто появляются тренеры с группой детей, которые не работают и не приписаны в ФОКе г. Дзержинска. Сокращая время и территорию льда, таким образом тренер наносит ущерб учебно-тренировочному процессу фигуристов г. Дзержинска. Для получения дополнительных часов льда и создания видимости группы тренер Рогова Н.В. не выписывает из секции детей, которые давно покинули ее отделение фигурного катания.»
Для некоторых родителей такое обращение во властные инстанции вышло боком. Например, для той же бывшей старосты, по месту работы которой обратилась другая группа родителей в защиту тренера Роговой. Учитывая, что «жалобщица» – работник правоохранительной системы, разборки с участием сотрудников ведомству вряд ли нужны. Возможные проблемы на работе и стали основной причиной сегодняшнего молчания очень важного фигуранта в деле денежных поборов с родителей.

Пусть точку ставит прокуратура

«Противоположный лагерь» – родители, преданные Наталье Роговой, категорически опровергают всяческие обвинения в ее адрес. В частности, нам удалось пообщаться по телефону с одной из таких родительниц Анной Абиной. Собеседница уверила нас, что никаких дополнительных сборов за использование муниципальных ледовых площадок и на содержание тренера нет. Деньги с родителей собирают исключительно на оплату стартовых взносов и всех прочих расходов для участия в выездных соревнованиях.
«Когда мы едем на старт, естественно, мы оплачиваем гостиницу, но все остальное – это голословные заявления. У нас все оплачивает государство, это бюджетное учреждение», – заключила Анна Абина, выдав одновременно с этим большой список положительных характеристик в адрес тренера. Мы обратились за комментариями и к самой Наталье Роговой, которая, разумеется, не стала свидетельствовать против себя.
«Если у них (недовольных родителей) есть какие-то вопросы, пусть идут в прокуратуру, – посоветовала Наталья Рогова. – На поездки мы деньги собираем. Но никто никого не принуждает это делать, все абсолютно добровольно. Не хотите ездить, не ездите. Все вы знаете, что есть стартовые взносы и все поездки платные. То, что я там проживаю и вы за меня оплачиваете деньги, это не значит, что вы меня содержите. Не ездите! Я за свой счет ездить не собираюсь, мне деньги никто не выплачивает за командировки.»
Что касается перекрестного использования ледовых площадок, Наталья Рогова заверила, что такая схема официально согласована с руководством двух ФОКов. Директор дзержинского ФОК «Ока» Зяки Умяров считает, что весь конфликт между родителями бывших воспитанников и тренером лежит в психологической плоскости.
«Мы много занимались этим вопросом, – сказал Заки Умяров. – Говорили и с родителями, и с тренером. На мой взгляд, основная причина здесь – банальное «не сошлись характерами». Все мы люди, все мы порой спорим, обижаемся, ведем себя неидеальным образом. Более того, ситуацию с тренером разбирали и в областном министерстве спорта, и ответ пришел аналогичный: ничего криминального в действиях тренера не обнаружено.» Очень хотелось бы увидеть результаты проверок и услышать позицию областного министерства спорта, а также дзержинского спорткомитета. Мария Жоглева и Ирина Кандакова утверждают, что они до сих пор не получили ответов от власти на свои обращения.
Вадим Щуренков