Особую радость вызывают обустроенные здания. Глядя на них, понимаешь, что не брошенные они, как другие, а находятся в хозяйских руках. Когда же идешь мимо запущенных домов, все равно родственные с ними чувства не покидают тебя. Обидно за такие дома, как за неудачливого брата.
Но куда большую тревогу испытываешь, если видишь, как рядом со стройным строем домов появляются всевозможные пристройки. Вызывает недоумение и появившиеся кругом «пьяные» магазинчики с яркими вывесками типа «Красное и Белое». Создается впечатление, что хозяева этих винных лавок думают, будто у дзержинцев существует одно пагубное желание – выпить, что от химии у них омертвели все другие чувства. Это не так. Очень многие горожане отрицательно, например, восприняли снос второй школы и строительство на этом историческом месте супермаркета, испортившего всю архитектурную композицию центральной площади Дзержинска. А с какой горечью многие из нас наблюдали, как на проспекте Чкалова рушили когда-то одно из красивейших строений города, архитектурный памятник тридцатых годов. Взамен уникального здания бывшей школы, а затем университета марксизма-ленинизма, мы получили невообразимое ранее «чудо».
Подобное происходило и позже. Например, дом № 27 по улице Октябрьская. Да, это был дом, незатейливый по архитектуре. Но превращать его в ужастик, мягко сказать, неприлично. Может быть, такое навороченное отдельно стоящее здание было бы и допустимо, но в ансамбль сложившейся улицы оно никак не вписывается. Возникает справедливый вопрос: куда смотрели на подобный архитектурный беспредел власти? Ответ прост: смотрели совсем в другую сторону, не куда надо.
Справедливости ради, следует отметить, что есть и хорошие примеры реконструкции старых зданий. Например, на улице Суворова, 35 типовое здание бывшего детского сада превращено в современное архитектурное строение, вписавшееся в старую улицу и украсившее ее.
Последний пример – сегодня многие дзержинцы с тревогой взирают на синий забор, загородивший территорию снесенного здания фабрики-кухни, где располагался позже торговый центр «ДЭМКА». Это тоже был местный памятник культуры, посмотреть на который приезжали люди из других городов. Фабрика-кухня – ровесник города. Она была открыта в 1931 году и могла бы еще сослужить городу хорошую службу в качестве примера редко где сохранившегося архитектурного стиля конструктивизма. Но теперь мы видим один синий забор и гадаем, что же будет там построено, вновь какой-нибудь «супер»? Впишется ли он по своему облику в архитектурную симметрию соседних домов?
Эти вопросы волнуют многих горожан. Неспроста. Все знают, что у наших «зятей» много затей. Жаль только, что эти затеи, а в данном случае намечаемое строительство, готовятся без учета народного мнения, как бывало раньше. Ветераны города помнят, что проекты всех значимых зданий в советские годы выставлялись на общее обозрение и замечания жителей непременно учитывались. К сожалению, сегодня этого нет.
Я не сторонник строительства домов один к одному, похожих на здания, спроектированные А.Ф. Кусакиным, В.А. Орельским или А.А. Приббе. Как говорится, в одно перо и птица не родится. Но ломать сложившийся архитектурный стиль центральной части города вряд ли разумно. А потому многие жители Дзержинска вновь гадают: что там за синим забором «зятья» построить задумали – диво-дивное или чудо-юдо невиданное?
Вячеслав Сафронов, краевед