Юрий Береза: «Каждый спектакль – как последний»

Дзержинское время

Режиссеры бывают разные. Одни долгие годы работают в своем родном театре, завоевывая уважение и любовь зрителей, сростались с коллективом. Другие приезжают всего на несколько месяцев для постановки одного спектакля, а после премьеры покидают город, оставляя в репертуаре свое детище. У тех и других свой подход к драматургии и работе с актерами и зрителями.

В эти дни в Дзержинском театре драмы над премьерным спектаклем по пьесе М. Старицкого «За двумя зайцами» работает специально приглашенный режиссер Юрий Береза, который когда-то уже приезжал в наш город. Мы побеседовали за кулисами театра о его жизни, мировоззрении, работе и спектакле, который дзержинцы увидят 17 октября.

– Юрий Михайлович, для начала расскажите немного о себе. Где вы сейчас живете? Чем занимаетесь?

– Вы знаете, трудно сказать, где именно я сейчас постоянно живу. Родился я на Украине, в Сумах, там мой родительский дом, прописан в Подмосковье, а работаю в разных городах. Последнее время находился на Украине, где был довольно плодотворный период моей режиссерской работы. Там я поставил спектакли «Лес» А.Н.Островского, «Трехгрошовая опера» Б.Брехта, «Волчица» по произведениям Ольги Кобылянской, сказку «Дорога в Вифлеем» С.Ковалева, которая представлена на фестивале детских театров в городе Макеевке. А вообще сейчас я пенсионер и каждый раз, когда получаю приглашение поставить спектакль, думаю, ну, зачем мне это нужно? Поеду лучше в Крым, буду собирать виноград… и еду в какой-нибудь театр работать.

– Когда вы впервые приехали в Дзержинск, и как тогда сложилась ваша работа в нашем театре?

– В первый раз я приехал в Дзержинск 20 лет назад, тогда меня пригласили поставить здесь спектакль «Без вины виноватые» по пьесе Островского. После завершения работы над ним предложили принять театр. Тогда у меня были, конечно, сомнения, но я согласился стать главным режиссером. Это был неплохой период в моей жизни: вышел спектакль «Илья Муромец» с Николаем Стяжкиным в главной роли, «Родительская суббота», в котором играл Валентин Морозов, «Без вины виноватые», сказка «Ищи ветра в поле» В.Лифшица, которая потом еще очень долго была в репертуаре театра. В разработке была постановка «Трехгрошовая опера», но из-за смены руководства премьера ее так и не состоялась.

А затем начались смутные времена начала 90-х и мне пришлось уехать. Это было очень сложное время, депрессивное, было сложно что-то начинать, а «чернуху» ставить я принципиально отказывался. После этого я работал в театрах Москвы, Ярославля, в Белгороде, Минске, Иваново, Йошкар-Оле, Сумах. С 1991 года фактически постоянно в одном театре я не работаю. Для нашей среды, я считаю, это нормально. Не нормально, когда режиссер 40 лет сидит в одном театре, как говорится, рассказав все анекдоты, а труппа его долгие годы терпит…

– Мне всегда представлялось, что для того, чтобы найти контакт с актерами, необходима долгая и кропотливая совместная работа. Как вам удается наладить взаимопонимание с труппой, если вы постоянно работаете в разных театрах?

– Понимаете, актеры всегда ждут того режиссера, который открыл бы в них новые качества. Но открытие этих новых творческих возможностей практически всегда не безболезненный процесс. Актер всегда старается предложить то, что ему уже знакомо, на чем он уже имел успех. А режиссер – это такая зубастая собака, которая в один момент вдруг заявляет, что все это не нужно, что в этом спектакле необходимо что-то другое. Были в моей биографии актеры, которые на мои требования отвечали: «Если вам нужны такие артисты, таких и берите. А меня не надо мучить!» Поэтому работать с актерами приходится по-всякому: и с любовью, и с резкостями.

– Тогда получается, что работа приглашенного режиссера наоборот более эффективна? С одной стороны, свежий, непредвзятый взгляд на коллектив, с другой – нет страха обидеть, задеть человека, с которым предстоит и дальше работать…

– Да, возможно и так, если говорить совсем честно. Да и актеры еще могут потерпеть временного режиссера, потому что знают, что через месяц он уедет. Но за то время, что они вместе работают, постановщик должен попытаться сделать актера чуть лучше, опытнее. Такая работа, в принципе, авантюра. Да и все творчество – это сплошная авантюра. Все хорошее, что происходит в жизни, происходит вопреки условиям.

К тому же, в нашей стране сложилась такая ситуация, когда труппы привязаны к одному театру, к одному городу. Это неестественно, актеры должны ездить. Если же они не передвигаются, то значит, разные режиссеры должны, как молодые любовники, налетать, будоражить, а потом исчезать…

(полный текст статьи читайте в газете “Дзержинское время” за 24 сентября 2009 года)

Записала Марина Ипатова