Дзержинское время

Этот материал о пассивной безопасности, зависящей от водителя, посвящается всем, кто полагает, что элементарно застегнуть на себе ремень – дико, сложно и совершенно не нужно!

altРемни безопасности для пассажиров салона, детские кресла, а также требование ПДД пристегиваться – это не способ содрать с вас денег на штрафах (хотя и это наверняка тоже). Это – безопасность вашей жизни. Что будет, если непристегнутый задний пассажир при лобовом ударе полетит вперед? Хотите углубимся в математику? Смотрите, едете вы со скоростью 120 км/час, и вдруг «в лобовуху» встречаетесь с машиной, которая едет, ну, пускай даже на скорости 40 км/час. Таким образом, сила удара будет равна 160 км/ч. Инерция, которая действует на сидящих в вашей машине, будет равна скорости вашей машины, т.е. 120 км/ч. Допустим, вы пристегнуты, и инерционно вылететь вперед у вас не получится. А вот задний пассажир, если он сядет «удачно», имеет шанс вылететь вперед со скоростью 80 км/час (120 км/ч ваша скорость – скорость противоудара 40 км/час = 80 км/час). Даже в том случае, если он «повиснет» на дереве, ничего хорошего в этом нет. А если он влетит в спинку переднего сиденья?

Одно независимое издание проводило испытания подобных ударов, когда манекены в машине пристегнуты не были. Задний пассажир подается в спинку переднего сиденья, в случае если подголовник не выдержит, то своей головой он ломает шею переднему пассажиру, а если выдержит, то себе, а еще может подвинуть переднее кресло вперед, к торпедо, которое априори при лобовом ударе является наиболее травмоопасным участком салона. Результаты? Минимум один труп. Максимум – два из трех. Что, страшно? Нет? Тогда давайте вас еще попугаем.

Допустим, вы перевозите маленького ребенка без специального креслица, просто на заднем сиденье, пусть даже (что, конечно же, навряд ли) вы его пристегнете. Расклад по скоростям тот же. При непристегнутом ремне на неокрепшие шейные позвонки малыша действует чудовищная перегрузка, которой эти самые шейные позвонки, скорей всего, не выдержат. Итог – свернутая шея… Бррр! Ну, а если вы вашего малыша пристегнете обычными ремнями для взрослого человека, то лента ремня аккурат ляжет (в зависимости от роста ребенка) либо на шею, либо на грудную клетку. Что будет, если привязать ребенка к креслу и пнуть сзади с силой (скорость, умноженная на массу тела малыша. Возьмем массу в 20 килограмм. Получается 80км/час х 20кг) 1600 килограмм? Страшно представить, но именно это вы увидите. Надеюсь, что вам никогда не доведется видеть подобные аварии, и уж тем более их последствия. Хотя, если вам будет интересно, то вы можете взглянуть на подобные кадры в Интернете, в нем очень много подобных ужасов.

Безусловно, с приходом эры автомобилей пришло и такое понятие, как смертность от ДТП. Но современные ученые, занимающиеся вопросами безопасности движения, не стоят на месте, а изобретают все более и более эффективные средства для борьбы со смертностью. Детские креслица, анатомически поддерживающие скелет ребенка во время движения и во время аварии, ремни безопасности с пиротехническими преднатяжителями, подушки безопасности от передней и рулевой до коленной и боковых шторок. Садясь за руль и не пристегнувшись, вы сами плюете на все эти достижения современной науки, направленной не на создание дополнительных сложностей водителю, а на сохранение его здоровья, а может быть, даже и жизни в условиях аварии. Все основные аргументы, слышанные мной от водителей, сводятся к следующему: «Да зачем, у меня же подушки!» А вы никогда не думали, что подушки могут стать не средством спасения, а последним, что вы увидите на этом свете?

Внутреннее пространство салона просчитано конструкторами буквально до миллиметра, а спрогнозировать, в какую именно точку попадет голова пристегнутого водителя, несложно. Подушка безопасности «выстреливается» с достаточно большой скоростью, чтобы за какие-то несколько сотых секунды голова водителя и пассажира не успела прикоснуться к жесткому торпедо. Так как сила «выстреливания» подушки очень велика, конструкторы четко просчитывают, в каком направлении произойдет открытие купола. А что будет, если водитель не пристегнут? Его голова может не попасть на просчитанное «пятно контакта» купола, и всю силу раскрытия подушки вы имеете шанс испытать на себе. А последствия этого могут быть самые разные – от сломанной челюсти до шеи…

Я уже не говорю о том, что при перевертывании автомобиля пассажиры без ремня будут кувыркаться, как погремушки, тогда как пристегнутые останутся в своих креслах. У кого будет травм больше, как вы полагаете? Мы не собираемся никого пугать, ни к чему это. Пусть вас пугают штрафы, кадры, кто угодно, только не мы. Мы лишь рассказываем о вещах, которые лежат буквально на поверхности, но никто их не замечает.

Кстати, ремни тоже не так уж безопасны! Да-да, их главная опасность и главное достоинство, да и вообще их предназначение – оставить водителя в кресле. А потому если вы, например, надумаете «поиграть» в амфибию и нырнуть на машине, то есть опасность, что вы не сможете быстро выбраться. Еще опасность, если машина загорится, то выскочить из нее так, как непристегнутому человеку, вам не удастся. А теперь скажите, часто ли вы, передвигаясь по дорогам, видите утопленные или сгоревшие машины? Нет. Все чаще мы видим обычные, скучные, «сухопутные» аварии со столкновениями, в которых гибнут люди. В основном непристегнутые. Кстати, по мнению экспертов, непристегнутые пассажиры и водители гибнут в ДТП примерно на 40% больше, чем их пристегнутые коллеги.

Не стоит забывать, что автомобиль – это транспортное средство повышенной опасности, и даже если вы мастерски водите, то нет смысла думать, что ваше мастерство придет вам на помощь. Да, в абсолютном большинстве именно от опыта водителя зависит, случится ДТП или нет. А ремни безопасности способны защитить вас в 99% случаев. Тогда и подушка безопасности сработает как добрый помощник, и преднатяжители. Единственное, что неудобно делать, когда ты пристегнут ремнем, – это целовать девушку, сидящую рядом, когда вы стоите на светофоре. Пусть немного обидно, но транспорт есть транспорт, и с ним шутки плохи. Эта тема обширна для обсуждения, и этой статьей мы лишь открываем ее, не заканчивая. Следите за нашими публикациями, и дай Бог, чтобы вы знали об этом лишь в теории!

Сергей КУЛАКОВ