Закон, что дышло…
Итак, напомним, что в оправдание своего решения депутаты и чиновники администрации заявляли, что Дзержинск в нынешней финансовой ситуации не просто не в состоянии, а даже не имеет законного права сохранить бесплатные завтраки для детей, которые являются дополнительной (читай, необязательной) мерой социальной поддержки. Более того, комментируя ситуацию с отменой бесплатного школьного питания в эфире телекомпании «Дзержинск» еще в январе, председатель комитета по вопросам семьи, женщин и детей, социальной защите населения и охране здоровья Виктор Софронов даже обронил такую фразу, что якобы при сохранении бесплатных зав-траков школьникам городской бюджет мог лишиться сотен миллионов дотаций! А так, сказал Виктор Александрович, наверное, и деньги бы в бюджете нашлись, и политической воли для этого хватило бы. Но нельзя! Вот насколько, по версии наших парламентариев, суровы российские законы к муниципалитетам, которые хотят помогать детям из незащищенных слоев населения. Какие к ним, депутатам, могут быть претензии?
Чуть позже свою официальную позицию депутаты Городской думы оформили и документально. В ответе на официальный запрос, подписанный главой города Сергеем Поповым, нам пояснили, что на Дзержинск «распространяются ограничения, установленные частью 3 статьи 136 Бюджетного кодекса РФ». В ней указано, что города, в бюджетах которых доля дотаций за два из трех последних отчетных финансовых года превышала 20%, не имеют права устанавливать и исполнять расходные обязательства, не связанные с полномочиями органов местного самоуправления. А Дзержинск якобы именно к таким городам и относится.
Нужно понимать, что если есть запрет, то должно быть и какое-то наказание за его нарушение. Часть 5 той же 136 статьи Бюджетного кодекса говорит, что при несоблюдении муниципалитетом положений части 3 региональные власти вправе приостановить или сократить предоставление межбюджетных трансфертов соответствующим местным бюджетам. Опять-таки – вправе, но не обязаны.
Чтобы разобраться, правильно ли дзержинские чиновники и депутаты трактуют положения Бюджетного кодекса и что на самом деле грозило бы администрации и местному бюджету, если бы бесплатные завтраки решено было сохранить, мы направили запрос в Министерство финансов Нижегородской области. Так вот в Минфине подтвердили, что органы местного самоуправления вправе устанавливать за счет средств муниципального бюджета дополнительные меры социальной поддержки для отдельных категорий граждан и «при условии выполнения собственных расходных полномочий никакие отрицательные последствия администрацию города Дзержинска не ожидают». Выходит, что депутаты и городские чиновники слегка утрировали требования закона, стращая потерей многомиллионных дотаций? Значит, встав перед необходимостью сокращать расходы, власти просто выбрали самый простой и короткий путь – прикрываясь возможностью, которую дает закон, лишили помощи самых нуждающихся и незащищенных. А можно было поискать и другие варианты. То, что они есть – мы вам докажем.
Например, недавно общественники выдвинули инициативу о сокращении управленческих расходов для возобновления финансирования бесплатного питания школьников из многодетных семей. Идея проста. Для экономии бюджетных средств предлагается три простых решения: сократить ставки депутатов на освобожденной основе, упразднить помощников депутатов, работающих на штатной основе, а также лишить депутатов фондов поддержки территорий. Все эти меры, по мнению общественников, не нанесут абсолютно никакого урона деятельности представительного органа власти и вместе с тем сэкономят пару десятков миллионов рублей, которые можно было бы направить на финансирование приостановленных самими же депутатами социальных льгот.
Моя зарплата – моя тайна
Долго мы добивались от Городской думы информации о довольствии народных избранников. Но даже после трехмесячной переписки с официальными властями, увы, не можем назвать вам точных цифр. С органами власти мы теперь общаемся путем официальных запросов.
Вначале был на имя главы города Сергея Попова с просьбой предоставить информацию о заработной плате депутатов, которые работают в Городской думе на освобожденной основе. Таких народных избранников помимо самого главы Дзержинска всего три – Дмитрий Меснянкин (председатель комитета по правам человека, местному самоуправлению, правопорядку, связям с общественными организациями и депутатской этике, член комитета по делам молодежи, науке и связям со СМИ, округ № 12, фракция КПРФ), Игорь Крашенинников (член комитетов по вопросам семьи, женщин и детей, социальной защите населения и охране здоровья, по социальному развитию города, бюджетной, финансовой и налоговой политике, округ № 16, фракция «Единая Россия»,) и Виктор Софронов (председатель комитета по вопросам семьи, женщин и детей, социальной защите населения и охране здоровья, член комитета по правам человека, местному самоуправлению, правопорядку, связям с общественными организациями и депутатской этике, округ № 25, фракция «Единая Россия»).
Дума сказала категорическое нет разглашению депутатских зарплат. Отказ обосновали нормами федерального законодательства. В ответе за подписью Сергея Попова имеются ссылки на Федеральный закон № 273 «О противодействии коррупции» (часть 3, статья 8), который сведения о заработной плате депутатов относит к «информации ограниченного доступа». Закон допускает размещение сведений о довольствии депутатов для всеобщего доступа, но только в определенной сводной форме, без указания составных частей всех видов доходов, включая размер денежного содержания.
Стоит отметить, что мы запрашивали сведения о зарплатах депутатов с разбивкой на оклад, премиальные выплаты, различные надбавки за сложность и напряженность, выслугу лет, стаж муниципальной службы и так далее. Дума сообщила нам, что детализация заработной платы невозможна в силу положений статьи 7 Федерального закона № 152-ФЗ от 27.07.2006 г. «О персональных данных».
Проконсультировавшись с юристами, мы выяснили, что глава города в связи с запросом от «ДВ» также должен был обратиться к коллегам. А те в свою очередь – заполнить заявление на отказ от предоставления информации о своей зарплате. Мы и попросили главу города познакомить нас с копиями соответствующих заявлений господ Меснянкина, Крашенинникова и Софронова. Хотели лично убедиться в том, что у народных избранников не дрогнула рука под «отказной» о собственных доходах. Честно говоря, зная характер местных депутатов, мы нисколько не сомневались в наличии таких бумаг. Это где-то в сказках депутаты – люди открытые перед всем честным народом. В Дзержинске все иначе. Глава города Сергей Попов отказался представить нам копии личных заявлений Меснянкина, Крашенинникова и Софронова. Однако твердо заверил: «В личных делах указанных депутатов имеются заявления, свидетельствующие об отсутствии согласия на передачу персональных данных третьим лицам», – сообщается в ответе за подписью Сергея Попова, датированном 1 марта сего года.
Мотивируя свое решение, Попов помимо Федерального закона «О персональных данных» (№152-ФЗ от 27.07.2006 г.) также ссылается на Конституцию России. Выходит, что наши депутаты со всех сторон защищены законом, а у избирателей, которые как налогоплательщики хотят знать, на что расходуются бюджетные средства, уже нет никаких прав?
Включаем калькулятор
Продолжая изучать тему, мы решили несколько изменить тактику и запросили у главы города штатное расписание Городской думы с указанием денежного содержания штатных единиц. Вот тут-то, когда работники обезличены, но дело касается бюджетных средств, Закон «О персональных данных» снимает табу. При этом в случае положительного ответа мы прекрасно можем понять, о ком идет речь.
А положительного ответа на запрос о предоставлении думского штатного расписания с указанием фонда оплаты труда, предусмотренного в городском бюджете на 2016 год, мы все-таки добились.
Итак, содержание главы города обойдется казне в текущем году в 2 млн 16,8 тыс. руб. Финансирование депутатов на освобожденной основе по году составит 4 млн 19,7 тыс. руб. Как мы сказали выше, всего их три. Значит, делим эти 4 млн на троих, а затем, чтобы вычислить ежемесячные выплаты, на 12. В итоге получилось, что в месяц один народный избранник на освобожденной основе обходится налогоплательщикам в 111 тыс. 638 руб. Прямо скажем, недешевы для народа народные слуги, даже если учесть, что нужно вычесть из этой суммы необходимые налоговые платежи.
Отметим также, что на выплаты персоналу аппарата Городской думы в бюджете 2016 года заложена гораздо большая сумма – 21 млн 252,3 тыс. руб. Но аппарат, заметим, это те люди, которые ведут всю административную и нормотворческую работу – готовят заседания Думы и комитетов, взаимодействуют с органами власти и населением.
В аппарате сплошь и рядом руководители, председатели, начальники и замы отделов и управлений. Только одних начальников секторов 5 штатных единиц, еще больше консультантов – 9 штатных единиц. Есть и такие кадры, как помощники главы города, их всего два. Недостаточно, видимо, Сергею Попову четырех заместителей, один из которых – Игорь Крашенинников – трудится в штате Думы.
Помимо депутатских зарплат мы интересовались и размером денежного довольствия депутатских помощников. Всего их 36, по числу самих народных избранников. И все они также финансируются из бюджета города. Вот здесь глава города не стал скрывать «правды жизни», видимо, потому, что довольствие сотрудников куда скромнее их боссов на освобожденной основе. Глава города указал, что размер заработной платы помощника депутата определен в сумме 15 тыс. руб. в месяц. Это данные на 3 марта 2011 года, когда было принято Положение о помощниках депутатов Городской думы. Именно с этого времени в Дзержинске и введен институт штатных помощников. Насколько мы знаем, до того времени многие депутаты не обходились без помощников, но платили им из своего кармана. А потом думцы, видимо, посчитали это дело обременительным и переложили содержание своих работников на плечи бюджета.
Сергей Попов сообщил, что не знает, индексировалась ли заработная плата у помощников депутатов с 2011 года, но общие цифры содержания всего штата помощников на 2016 год все-таки выдал. Так, общий объем бюджетных ассигнований на помощников депутатов Гордумы на 2016 год утвержден (решение Гордумы от 24.12.2015 г. № 62) в сумме 9 млн 586,9 тыс. руб., из которых расходы на выплату персоналу – 9 млн 528,8 тыс. руб. Делим последнюю цифру на 36, затем на количество месяцев в году и получаем «грязную» заработную плату «депутатских соратников» на текущий год. Это будет 22 тысячи рублей.
Еще одна составляющая бюджетных расходов – фонды поддержки территорий.
Ну тут мы обошлись без всяких запросов. Известно, что размер так называемых депутатских фондов в 2016 году – 300 тыс. руб.
Множим эту сумму на 36 мандатов и получаем 10 млн 800 тыс. руб. за год.
Итак, суммируем расходы бюджета на трех штатных депутатов, на 36 помощников и 36 депутатских фондов и получаем итоговую цифру в 24 млн 348,5 тыс. руб. Если поступить, как предлагает общественность, упразднить три штатные единицы в структуре Гордумы – депутатов на освобожденной основе, ликвидировать институт помощников и депутатские фонды, то город высвободит почти два с половиной десятка миллионов рублей. Это ли не источник для восстановления финансирования бесплатных завтраков в школах и прочих утраченных льгот местного значения. Давайте подумаем, господа депутаты. Может, вам стоит все-таки показать, как вы на самом деле любите свой город и его жителей, и отказаться от зарплат, помощников и средств, которыми вы привыкли распоряжаться как своими?
Вадим Щуренков,
Марина Ипатова