В середине марта, как мы уже сообщали, в Дзержинске состоялись общественные слушания, на которых обсуждалось воздействие на окружающую среду будущей магистрали. Мероприятие хоть и собрало полный зал слушателей, но оставило неприятный осадок. Дзержинцы получили далеко не полный ответ на главный свой вопрос: какие именно населенные пункты попадут под расселение, не говоря уже о каждом отдельно взятом доме. Условия выкупа жилья, как обещали представители заказчика, станут известны только в 2017 году после утверждения проекта.
Жители населенных пунктов, по которым пройдет ВСМ, резонно считают, что это неправильно, что власти уже на сегодняшнем этапе должны плотно работать с населением.
«Сведения о прокладке ВСМ появились уже 2 года назад, но никакой ясности у людей до сих пор нет, – отмечает Сергей Бухряков, который представляет интересы жителей поселка Гнилицкие Дворики и там же проживает. – Известие о скором сносе жилья под магистраль перечеркнуло все наши планы и перспективы для развития. Причем пострадают самые активные и трудолюбивые, которые за много лет вложили много труда и сил в обустройство собственного жилья. А теперь, когда эти люди достигли преклонного возраста, начинать жизнь заново у них просто нет сил.» «Чтобы принять обдуманное решение при выборе вариантов для переселения, необходим большой запас времени и точная информация, – замечает Сергей Бухряков. – По существу, такой возможности нашим людям уже не оставляют. Чиновники, видимо, забывают, что люди строят долгосрочные планы, а не живут одним днем.»
«Чтобы избежать искусственных трудностей и недопонимания, представителям власти уже сегодня необходимо собирать пожелания населения, вести открытую работу, информировать людей, предпринимателей, собственников предприятий, кафе, заправок, сервисов о будущих планах», – призывают активисты поселков.
Понятно, что сегодня пока рано говорить, по каким именно участкам будет проходить магистраль, а соответственно, и какие конкретно дома попадут под снос. Однако уже сейчас совершенно точно можно заявить о том, какой пакет документов необходимо подготовить будущим переселенцам, какие законы регламентируют изъятие земель в пользу государства, на каких принципах будет осуществляться компенсация земли, строений, растений, выращенных на садовых участках. Неужели чиновникам трудно рассказать об этом людям, которым так скоро предстоят глобальные перемены в жизни? Многим придется поступиться своими привычками, кругом общения, удобством передвижения, другими условиями привычной жизни. Легко менять привычки, если ты молод. Другое дело люди преклонного возраста, для которых переезд на новое место – настоящая трагедия. А стариков в поселках и садовых товариществах – большинство.
Активисты обращаются в адрес властей с требованием как можно скорее провести собрание жителей поселков городского округа, попадающих под расселение, чтобы выслушать мнение людей. Кроме этого граждане просят обеспечить доступность информации на интернет-сайте администрации Дзержинска, организации-заказчика строительства магистрали, где можно было бы в режиме онлайн задать вопросы и получить ответы. Ничего этого на общедоступных ресурсах жители пока не находят, сожалеет Сергей Бухряков. При этом наш собеседник опасается, что власти уже не укладываются в сроки, установленные на процедуры по изъятию земельных участков. Сергей Бухряков, ссылаясь на информацию, озвученную на мартовских публичных слушаниях, напоминает, что проектирование ВСМ должно завершиться к ноябрю 2016 г., а строительство начаться в январе 2017 г. Между тем официальные извещения в адрес граждан о предстоящем высвобождении земли должны быть направлены не менее чем за 1 год до установленной даты.
«Вы видите, что сроки уже не сходятся, поскольку никто из жителей не оповещен. А ведь до начала строительства ВСМ осталось всего восемь месяцев», – сетует Сергей Бухряков.
На вышеупомянутых общественных слушаниях речь шла о том, что проектировщики пока рассматривают два варианта прохождения железнодорожных путей – северный, по левой стороне трассы М7 к направлению в Нижний Новгород, и южный. По результатам технических изысканий предпочтительным пока признали северный вариант. Он якобы безопаснее и дешевле. При этом, считают проектировщики, снос жилых строений и масштабы изъятия земель будут минимизированы. Трасса пройдет в основном по землям лесного фонда. Она затронет только 20 га земли поселений. Тем не менее даже этот вариант экологи считают спорным, потому что он затронет среду обитания краснокнижных животных и птиц – обитателей болота и озера на Пыре, которые признаны уникальной природной территорией регионального значения. При этом придется рубить реликтовые сосновые леса. С точки зрения экологии, более предпочтительным выглядит вариант трассировки по южной стороне. Однако такой сценарий сильно задевает поселки Гнилицкие Дворики, Северный и Лесная Поляна, а также сады «Пластик» и Автомобилист», прилегающие к М-7. Так вот, жители поселков, чтобы минимизировать последствия сноса жилья, предлагают отодвинуть линию прохождения магистрали от трассы М-7 на 500 метров к югу. Если проектировщики примут такой вариант, то новая железная дорога пройдет по целине за поселками, где сплошные горельники.
«Линия прохождения ВСМ в таком случае будет более сглаженной, а сэкономленные от несостоявшегося расселения деньги можно будет направить на рекультивацию земель в районе закрытой свалки ТБО в Игумново», – считает Сергей Бухряков.
Жители поселков настаивают на необходимости рассмотрения своего предложения до заключительного утверждения трассировки ВСМ.
Кроме этого дзержинцы, проживающие в индивидуальных домах, просят у властей решения еще одного вопроса. Поселки Пырские Дворики, Лесная Поляна, Гнилицкие Дворики, Северный и Строителей до сих пор не газифицированы. Дзержинцы по старинке обогреваются дровами и углем. При этом посельчане переживают, что со строительством ВСМ сроки газификации будут снова отодвинуты на неопределенный срок.
Вадим Щуренков