Как мы уже писали, над МУПом нависла реальная угроза банкротства. Один из его кредиторов – компания ООО «ЛИДЕР ОЙЛ» – подала в арбитраж соответствующий иск. В этой ситуации разговор между депутатами и директором МУПа Николаем Небученых шел очень жесткий. Депутаты отказались вносить изменения в бюджет о выделении дополнительных 4 миллионов рублей МУПу, пока не будет ясности в том, что происходит и куда потрачены уже выделенные деньги.

Не дают ответы – не дадим денег


Интересно, что о текущем финансово-экономическом состоянии МУПа докладывал депутат Александр Терентьев. Хотя рядом с ним сидел директор «Экспресса» Николай Небученых.

Вопрос этот стоял на повестке дня второй раз, после того, как неделей раньше бюджетный комитет уже отклонил проект изменений в бюджет, в котором значились дополнительные 4 миллиона на нужды «Экспресса». Отклонил потому, что не было никакой ясности, что происходит в транспортном предприятии, как идет процесс оздоровления и идет ли вообще, каковы результаты февральской инвентаризации. В том числе и поэтому членам комитета вместе с их коллегами пришлось собираться еще раз.

Александр Терентьев начал с того, что в ситуации с «Экспрессом» с самого начала шла речь о необходимости тщательной инвентаризации и анализа текущей ситуации. В конце прошлого года кредиторская задолженность «Экспресса» – 63 миллиона рублей.

Такую информацию представил депутатам незадолго до своего увольнения прежний директор Игорь Глитняк. Но он же заявил, что у предприятия есть имущество и активы, которые можно реализовать примерно на эту же сумму.

Новое руководство МУПа и администрация пообещали депутатам, что проведут инвентаризацию и обязательно доложат о ее результатах Думе. Особо оговаривалось, заметил Александр Терентьев, что никакое имущество без ведома депутатов продавать не будут. После прочтения полученной к комитету информации депутат, по его словам, «выпал в осадок»: «Понимал, что все плохо, но не до такой степени».

Вкратце ситуация такова: 20 бюджетных миллионов, рассказал Терентьев, МУП за 2 месяца «съел», просит выделить еще 4 миллиона. Продано металлолома почти на 7 миллионов, неизвестно, по какой цене и почему. Проданы несколько машин на общую сумму 28 тысяч  рублей.

Еще до последнего объединенного комитета вопрос с «Экспрессом» обсуждался на совете Думы. В итоге депутаты решили не выделять «Экспрессу» больше денег, пока не получат ответы на свои вопросы. А чтобы это было проще сделать, вынесли на обсуждение коллег и рекомендовали администрации создать наблюдательный совет из четырех депутатов. В него пожелали войти А. Сенин, А. Терентьев, Ю. Шахунц и В. Сивый.
Директор МУП «Экспресс» Николай Небученых все это время сидел рядом с Александром Терентьевым и слушал его «обвинительную» речь. Потом он бросился защищаться: «Поймите, в марте был первый поток увольняемых. Я увольнял работников трамвайного депо. На все законные выплаты требовалось 6,1 миллиона рублей. Также в марте прошли выплаты декабрьской премии, как того потребовала трудовая инспекция (и депутаты, кстати, тоже) – больше 3 миллионов. Плюс платили текущие платежи по электроэнергии. Вынужден был продавать металлолом. Все было оценено, согласовано с администрацией, проведены торги. Все чисто».

Насчет чистоты у многих депутатов были другие мнения. Юрий Шахунц заявил, что сумма проданного металлолома в отчете ни о чем не говорит. Нужно знать, почем его продали. Может, по 5 копеек?

Александра Терентьева волновало, почему до депутатов не довели итоги работы инвентаризационной комиссии, которая завершила работу больше месяца назад. На что Николай Небученых заявил, что за процессом наблюдают сами работники предприятия. Несколько членов рабочего коллектива входят в состав комиссии.

Однако сомнения оставались и резкие вопросы в адрес директора МУПа продолжались: что за машины продали в «Экспрессе» за 28 тысяч рублей? Оказалось, в эту общую сумму оценили три авто выпуска начала 90-х годов. «УАЗик», «буханку», «Газон» и еще одну легковушку. Сумма появилась в итоге официальной оценки. «Я все делаю по закону», – уверял депутатов Николай Небученых.

Михаил Орлов обвинил руководство МУПа в необоснованной выплате премии руководящим работникам: «Вы убыточное предприятие. Откуда премии руководству?» На что получил ответ, что все опять-таки по закону – 70%-ные премии сократили до минимально необходимых по трудовым договорам 45%. Депутат Богданов резонно прокомментировал этот тезис: любой руководитель может менять положение о премировании хоть каждый месяц.
В общем, перепалка депутатов с Николаем Небученых продолжалась минут двадцать. Впечатление со стороны было двояким: директор МУПа, конечно, попал в ситуацию, когда, вольно или невольно, вынужден разгребать чужие завалы. И еще неизвестно, не кончится ли дело громким банкротством. С другой стороны, если в «Экспрессе» все так открыто и законно, почему депутатам приходится второй месяц дожидаться подробных отчетов и чуть не силой их выцарапывать?

В итоге наблюдательный депутатский совет на «Экспрессе» был создан. Решили поспешить, чтобы все необходимые данные для принятия взвешенного решения оказались в распоряжении народных избранников до заседания Думы, которое пройдет уже сегодня, 7 апреля. И от результатов работы этого совета, в том числе, будет зависеть, выделят депутаты «Экспрессу» еще деньги или нет. А деньги МУПу нужны, и срочно. Как заявил на том же объединенном комитете Николай Небученых, эти 4 миллиона должны пойти на оплату долга перед кредитором, который подал на МУП «Экспресс» в суд о признании его банкротом.

По нашей информации, четверка депутатов уже побывала на транспортном предприятии в минувшую пятницу, пообщалась с руководством, договорились о предоставлении необходимого перечня документов. Итог работы наблюдательного совета мы, видимо, узнаем уже на Думе.

При чем тут ООО?


На этом можно было бы и закончить рассказ о живом общении депутатов с администрацией и руководством «Экспресса», если бы не одна деталь. Вдруг, ни с того ни с сего на заседании комитета прозвучала реплика заместителя главы города Игоря Крашенинникова о создании ООО со стопроцентным муниципальным капиталом на базе МУП «Экспресс». Судя по всему, эта идея прозвучала на закрытом для посторонних совете Думы. А нужна новая организационно-правовая форма будто бы для того, чтобы решения депутатского наблюдательного совета имели для предприятия вес. (Честно говоря, утверждение весьма сомнительное – еще на руководство МУПа власти повлиять могут, а уж на директорат частного ООО – нет, никак. Если только отдельные депутаты не превратятся в учредителей и этот самый директорат. Но это же к эффективности и открытости работы «Экспресса» не имеет отношения, разве нет?)

Прозвучавший от администрации вопрос: «А чья это инициатива – по ООО-шке?» – повис в воздухе. Александр Терентьев попытался сгладить вызванное предыдущей репликой неприятное впечатление: «Никто конкретно об акционировании не говорил».

В итоге тезис с даже отдаленной перспективой акционирования транспортного МУПа как бы замяли, отложили в сторону, обсуждать не стали. Но то, что он вообще был озвучен, вызывает тревогу в том, что перспектива такая на самом деле существует, и вполне реальная. И хотя первый зам. мэра Анатолий Слизов заявил, что власти не допустят банкротства «Экспресса», история существования и «смерти» многих других дзержинских МУПов заставляет дзержинцев тревожиться. Как бы так не получилось (совершенно и исключительно по объективным обстоятельствам, конечно!), что останутся горожане совсем без муниципального транспорта. Тьфу-тьфу-тьфу, чтоб не сглазить.

P.S. Для информации: по данным Дзержинского центра занятости, 146 уволенных сотрудников МУП «Экспресс» Дзержинска встали на учет на бирже труда. Из них 28-ми уже выданы направления на трудоустройство, еще 27 проходят обучение за счет предприятия (переобучение или повышение квалификации), 14 человек трудоустроились самостоятельно. Остальные находятся в поиске работы. И это не последнее сокращение в МУПе, как неоднократно заявлял его директор.

Елена Бахтина