Первые жертвы
Около месяца назад нижегородцы были шокированы случаем, произошедшим на парковке перед одним из торговых центров приволжской столицы. У мужчины случился сердечный приступ, когда он пытался догнать эвакуатор, увозящий его машину. Тело мужа обнаружила его жена, которая вышла на его поиски из гипермаркета. Отметим, что автомобиль семейная пара оставила на месте для парковки инвалидов. Однако стоит ли это нарушение жизни 39-летнего главы семейства?
Между прочим, тогда в новостях буквально одним словом обмолвились об аналогичном случае, произошедшем уже в нашем городе несколькими днями раньше. Пожилой автомобилист умер (также от сердечного приступа), забирая свою машину со штрафстоянки, – сказались волнения, предшествующие этому моменту.
К счастью, без трагедии обошлось в ситуации с нашим читателем Виктором Павловичем. Но и его семье пришлось пережить несколько весьма волнительных часов, которые для его супруги, страдающей сердечным заболеванием, могли закончиться печально. Мужчина приехал забирать свою жену после лечения в Госпитале ветеранов войн. Женщине было трудно передвигаться, поэтому муж поставил автомобиль как можно ближе к входу. Однако, когда Виктор Павлович с женой, дочерью и ее ребенком – грудным младенцем, вышел из больницы, своей машины он уже не нашел. В первые минуты подумали об угоне. Однако чуть позже выяснилось, что машина находится на штрафстоянке, так как стояла на месте для парковки инвалидов. «Неужели в этой ситуации нельзя было поступить просто по-человечески – попытаться найти меня, разобраться в ситуации? А так это было похоже просто на хищение машины», – возмущается Виктор Павлович.
Много шума в свое время наделала и история с беременной девушкой, которая после посещения перинатального центра не обнаружила рядом с ним свой автомобиль. Из-за переживаний у женщины начались преждевременные роды – ее еле успели доставить в автозаводский роддом (в перинатальном центре в тот момент, как назло, роды не принимали). А ее машину потом вызволяли со штрафстоянки.
Все эти истории объединяет один принципиальный момент: ни один участник события не отрицает свою вину в плане нарушения ПДД, однако все, как один, называют методы, которыми действуют сотрудники служб эвакуации и инспекторы ГАИ, варварскими и бесчеловечными.
И думается нам, многих трагедий и потрясений можно было бы избежать, если бы блюстители закона на дорогах сами до конца и добросовестно исполняли инструкции.
В частности, помнится, что в своем интервью «ДВ» заместитель руководителя дзержинского ОГИБДД Евгений Викторов отметил, что при составлении протокола о нарушении инспектор должен предпринять все возможные меры для того, чтобы разыскать владельца машины до того, как она будет эвакуирована. («Пропала машина? Ищите на штрафстоянке», «ДВ» № 8 от 25 февраля). И ведь эта система действует в других городах. Например, как рассказал журналисту «ДВ» его близкий родственник, он, находясь в командировке в Сарове, ненадолго оставил автомобиль, заехав передними колесами на тротуар. Примерно через 10 минут на его сотовый телефон позвонили сотрудники саровского ГИБДД и предупредили, что если через пять минут он не подойдет и не уберет машину, они будут вынуждены эвакуировать ее. Машину свою он, конечно, забрал, штраф беспрекословно оплатил. И при этом был безмерно благодарен инспекторам за то, что ему не пришлось разыскивать свой автомобиль в незнакомом городе где-то на штрафстоянках. Нас же удивляет другое: неужели в Сарове действуют какие-то другие правила, отличные от тех, которыми руководствуются дзержинские стражи порядка?
Не порожняком же ездить…
То, как действуют сотрудники дзержинской Госавтоинспеции и работники служб эвакуации, нам как-то раз довелось увидеть лично на парковке перед перинатальным центром, что на проспекте Циолковского. Начнем с того, что стоянка перед таким огромным лечебным учреждением, который ежедневно посещают порой несколько сотен пациенток, несоразмерно мала – всего примерно на 10 машин. При этом два места предназначены для парковки инвалидов, что, в общем-то, логично. Стоит ли удивляться, что в разгар рабочего дня машины тут стоят, где попало – и на тротуаре, и на местах для инвалидов.
Подъехав к центру, мы обнаружили такую картину: на стоянке, заняв сразу два парковочных места для людей с ограниченными возможностями, расположилась дорогая иномарка, на автомобиль инвалида никак не похожая. Так она простояла больше часа, пока, наконец, у центра не появился сотрудник ДПС. Походив вокруг иномарки, сделав несколько снимков, он сел в машину и стал ждать. Эвакуатор подъехал примерно через 40 минут, за это время автоледи – хозяйка иномарки – вышла из центра, села в машину и благополучно поехала. Даму, конечно, остановили, вручили протокол о правонарушении и с миром отпустили. В это время как раз подъехал эвакуатор, и не один, а целых два. «Упустив» главную нарушительницу, эвакуаторы буквально за пару минут погрузили две первые попавшиеся машины, которые были припаркованы напротив стоянки с заездом на тротуар, и так же быстро исчезли, как и сотрудник ГАИ. Вышедшие буквально через пять минут на улицу люди (в основном беременные женщины с мужьями) схватились за головы. Остальные машины, припаркованные точно так же на тротуаре, остались на месте.
В целом создалось впечатление, что службы эвакуации и инспекторы ГАИ, действуя в одной дружной связке, не столько были заинтересованы в том, чтобы расчистить площадку или провести работу с водителями-нарушителями, сколько в том, чтобы вызов техники не пошел впустую. Не порожняком же, в самом деле, эвакуаторы гонять. Иначе какой логикой объяснить выбор увезенных машин? И получил ли тогда хоть один владелец авто предупреждающий звонок из ГАИ? Вряд ли.
Ничего личного – просто бизнес
Эпопея с эвакуацией машин началась в нашем городе в прошлом году с того момента, когда на этот рынок пришли частные организации. Как рассказал в беседе с журналистом «ДВ» директор департамента дорожного хозяйства, благоустройства и территориального управления Хусаин Сабитов, в городской администрации уже давно мечтали увозить эвакуатором машины с неположенных для стоянки мест, потому как дзержинцы много лет упорно игнорировали требования дорожных знаков. Часто машины бросали на центральных улицах «зимовать», ставили их на тротуарах и так далее. Долго власти уговаривали местных предпринимателей, чтобы они занялись расчисткой города от машин, но те отказывались, якобы из-за того, что нужно было за свой счет устанавливать таблички «Работает эвакуатор» (именно она дает право эвакуировать автомобили с мест, где установлен знак «Стоянка/остановка запрещена»). А вот нижегородские компании не растерялись, и в прошлом году одна из них, ООО «ЭСПА», сделала городу интересное предложение: она берет на себя расходы по установке табличек, а за это УВД Дзержинска заключает с ней договор об эвакуации машин. Сегодня в нашем городе работают уже три фирмы, занимающиеся вывозом машин, – две местные, дзержинские, и та же «ЭСПА». Как они делят эту нишу между собой – их дело, но бизнес этот, безусловно, весьма прибыльный. По словам зам. руководителя дзержинского ОГИБДД Евгения Викторова, только за зиму в Дзержинске было эвакуировано около 500 машин. Если владелец каждой из них заплатил непосредственно частнику за эвакуацию 2000 рублей (при том что забрал ее в первые сутки и не платил еще и за содержание машины на стоянке), то всего за три месяца компании-эвакуаторщики получили 1 миллион рублей выручки. Хорошо зарабатывают при этом и организации или частные лица, сдающие в аренду площадки под штрафстоянки, – у нас в городе их пять. Основная расположена рядом с городским парком.
Отметим, кстати, что в большинстве случаев сотрудники штрафстоянок при оформлении и возврате машин владельцам даже не берут на себя труд выписать квитанцию о полученных деньгах, что должно бы привлечь к ним внимание налоговиков.
Так стоит ли удивляться тому, что в нашем городе, в общем-то, правое и правильное дело, а именно очистка запрещенных для стоянки и остановки мест от машин, превращается в охоту на непуганых дзержинских нарушителей или в какую-то злую игру, результатами которой уже стали несколько жертв?
Только начало?
Логично предположить, что скоро аппетиты предпринимателей могут вырасти и прежних «хлебных» мест, где всегда есть чем поживиться, им будет уже не хватать. Уже сейчас водители стали замечать, как на самом деле много запрещающих стоянку и остановку знаков установлено на дзержинских улицах. Не всегда они, очевидно, необходимы, и тогда водители задаются вопросами: кому здесь моя машина мешает и кому пришло в голову установить здесь запрет на стоянку?
Надо сказать, что и Хусаин Сабитов, и Евгений Викторов подчеркнули: начиная с прошлого года ни одного нового знака, запрещающего стоянку или остановку, в Дзержинске не появилось. Были установлены только 58 табличек «Работает эвакуатор», как уже говорилось, за счет предпринимателя. А вот дальше сведения наших собеседников разнятся. Евгений Александрович заявил, что дорожные знаки устанавливает администрация, так же как и определяет места, где необходимо изменить схему дорожного движения. Хусаин Хасанович в свою очередь сообщил, что, где и какие знаки ставить, определяет ОГИБДД, без их согласования этого никто сделать не сможет.
В Нижнем Новгороде, где эвакуировать машины начали раньше, уже давно озаботились и методами работы фирм-эвакуаторов, и обоснованностью установки некоторых знаков. Еще в ноябре при администрации была создана рабочая группа, которая поручила департаменту транспорта составить список критериев установки знаков «Стоянка запрещена» и «Работает эвакуатор». Общественники через прокуратуру добились даже демонтажа запрещающих стоянку дорожных знаков на двух участках в центре города.
В Дзержинске до таких мер пока еще далеко, но противостояние уже наметилось. И переходный период, за который водители должны будут привыкнуть к работе эвакуаторов, а те в свою очередь научиться действовать менее варварскими методами, видимо, будет продолжительным и болезненным.
P.S. На последнем заседании Городской думы начальник дзержинского УВД Владимир Чумазин признал, что в Дзержинске существует серьезная проблема с эвакуацией машин, с деятельностью специализированных стоянок, владельцы которых сейчас пытаются решать задачи своего бизнеса руками правоохранителей. Владимир Валерьевич сказал, что руководство УВД уже вышло с конкретными предложениями в администрацию города и готово обсуждать появившиеся проблемы на уровне Думы, прокуратуры и муниципальных властей.
Марина Ипатова