Дзержинское время

17 октября в Дзержинском театре драмы состоится открытие нового 63-го театрального сезона. Однако создается впечатление, что театр, не дожидаясь этой даты, активно начал свою работу. Во всяком случае, с премьерой детского, или правильнее сказать, подросткового спектакля «Синяя ворона» решили не тянуть, и на прошлой неделе ученики нескольких школ уже увидели свежую постановку. О ней наш рассказ.

Создатели спектакля говорят, что в репертуаре театра очень давно не было постановки, рассчитанной на ребят 9-14 лет. В этом возрасте дети, как правило, уже отвыкли от театра, куда их раньше водили родители на сказки, взрослые же постановки для них пока сложны. Кроме того, заинтересовать чем-то ребят переходного возраста довольно трудная задача. Еще труднее она от того, что современного школьника нужно не просто развлекать, но и развивать, заставлять думать. Для этих целей повесть Радия Погодина «Шаг с крыши», по которой с некоторыми изменениями и был поставлен спектакль «Синяя ворона», подходила как нельзя лучше.

Надо отметить, что в свое время повесть Погодина, а написана она еще в 60-е годы, была очень популярна. О путешествиях во времени школьника Витьки Парамонова был даже снят фильм. В книге и в кино главный герой сетует на то, что родился слишком поздно, что времена, когда можно было без особых, по его мнению, усилий стать героем, безвозвратно ушли. В этот момент ему и встречается волшебная Синяя ворона, которая чудесным образом переносит его сначала в каменный век, затем в средневековье и, наконец, в годы Гражданской войны. Школьнику предстоит сделать множество открытий, испытать боль утраты, понять, что реальная жизнь гораздо сложнее и опаснее, чем та, о которой пишут в книгах и показывают в кино.

Повесть, и без того очень интересную и динамичную, режиссер Валентин Морозов и автор инсценировки Александр Расев решили еще немного осовременить и перенесли действие в компьютерную игру. Вы знаете, что такое квест? Честно признаться, дожив до своих лет, я узнала об этом только недавно. А вот современный школьник с этим видом компьютерной игры знакомится чуть ли не одновременно с букварем. Так вот квест – это компьютерная игра-головоломка, смысл которой заключается в поиске решений задач и прохождения разных уровней. Спектакль «Синяя ворона» так и назвали – квест в трех уровнях. Витька в постановке дзержинского театра – заядлый компьютерный игрок. Ему кажется, что самая интересная и захватывающая жизнь там – за мерцающим экраном.

И вот Синяя ворона исполняет заветное желание мальчишки и переносит его в любимую игру. А там все оказывается вовсе не так просто, как казалось, когда он сидел за компьютером в своей уютной квартирке. В пещере времен каменного века он встречает первобытное племя, учится сам и показывает дикарке Ануке, как развести огонь, и это приводит к войне между двумя враждующими племенами. В сражении симпатичная герою Анука погибает, а Витька с болью в сердце вдруг перемещается в средневековье. Тут он встречается с мушкетерами, которые оказываются совсем не благородными героями, а довольно равнодушными, недалекими и жестокими людьми. Да и средневековье – эпоха, скажем так, не совсем спокойная, у людей совершенно другое представление о ценности человеческой жизни. Под дулом пистолета и с приставленной к шее шпагой наш герой чуть было не становится законным супругом девушки-трактирщицы Анетты. И в этот момент переносится в годы Гражданской войны. Он попадает в плен к белым, где уже томятся несколько человек. Ему приходится стать свидетелем и непосредственным участником жестоких допросов и расправы с крестьянами. Здесь звучит и ключевая фраза пьесы: «Здесь не игра, расстрел – всерьез». И только когда над самим Витькой нависает серьезная угроза быть расстрелянным белыми, он неожиданно оказывается дома, рядом со своим компьютером и врачом скорой помощи, которого вызвал бдительный сосед.

Вот такая история. Местами веселая и забавная, временами печальная и даже трагичная. Большой плюс ее в том, что в довольно легкой и живой форме ее авторы рассказывают о серьезных вещах, говорят с подростками на одном языке и в то же время не уходят в чисто развлекательную форму.

Надо отметить, что, разговаривая с молодым поколением, писатели, режиссеры пользуются приемом переноса героев в прошлое довольно часто. Во-первых, метод этот весьма эффектен сам по себе. Путешествие из одного времени в другое всегда предполагает динамичный сюжет, быстро сменяющуюся картинку, которая не надоедает, дает большой простор для фантазии…

(полный текст статьи читайте в газете “Дзержинское время” за 1 октября 2009 года)

Марина Ипатова