Илья Поляшов: Финансирование медицины. Есть проблемы


Недавно спикер Городской думы Илья Поляшов впервые побывал на заседании координационного совета союза представительных органов местного самоуправления.

altЭта общественная организация была создана в Российской Федерации для взаимодействия и выработки общих решений в области местного самоуправления. В ее состав входят преимущественно руководители представительных органов региональных столиц. На последнем заседании координационного совета речь шла о реализации пилотного проекта по «одноканальному» финансированию в сфере здравоохранения на территории Пермского края. Об этом нашему корреспонденту рассказал председатель Городской думы Илья Поляшов:

– Пермский край вошел в число 19-ти субъектов Российской Федерации, в которых реализуется этот пилотный проект.

В настоящее время одно медицинское учреждение может иметь до семи каналов финансирования. Например, в Дзержинске большую часть средств лечебные учреждения получают из фонда обязательного медицинского страхования, в зависимости от выполненного объема работ. Все остальные статьи финансируются за счет средств городского бюджета, независимо от выполненного объема работ. Кроме того, большинство лечебных учреждений занимаются платными услугами, деньги от которых также идут на содержание учреждений.

Значительный источник доходов лечебных учреждений – федеральные деньги, которые они получают в рамках национальных проектов: родовые сертификаты, 10-тысячная доплата участковым врачам, оснащение оборудованием и так далее.

Множественность источников финансирования неудобна для управления, контроля.

Благодаря участию в проекте, Пермский край добился того, что более 90 процентов средств поступают в медицинские учреждения по одному каналу. Для этого и на уровне субъекта, и на уровне муниципалитетов были приняты соответствующие правовые акты, позволившие деньги из муниципальных бюджетов, предназначенные для муниципальных медицинских учреждений сконцентрировать в областном бюджете.

Но «одноканальное» финансирование в Пермском крае осуществлено не полностью. Например, в стоимость единого тарифа оказания медицинских услуг в рамках государственных гарантий не вошла строка расходов на капитальный ремонт. Он по-прежнему финансируется из местных бюджетов.

В Пермском крае свои особенности работы со страховыми организациями. Так, неработающие граждане, пенсионеры имеют право выбрать страховую организацию. Тем более что такая возможность у них есть. Если в 2005 году страховых компаний было пять, то в 2007 году стало в два раза больше.

Каждый застрахованный гражданин имеет право раз в год поменять страховую организацию. А поскольку в этой сфере действует единый подушевой норматив, то в результате компания, которую предпочло большее количество клиентов, имеет больший объем финансирования для ее деятельности.

По статистике, в 2007 году страховые компании в Пермском крае сменили 40 процентов застрахованных. Люди выбирают ту страховую организацию, которая лучше отстаивает их права перед медицинскими учреждениями. Конкуренция заставляет страховщиков думать о своих клиентах.

В других регионах страховые медицинские организации зачастую не столько отстаивают права застрахованного, сколько заботятся о финансовом благополучии страховой компании. Больные служат всего лишь «инструментом» для выбивания денег из медицинской организации. Насколько же пациент удовлетворен лечением, их не очень интересует.

– Губернатор Пермского края Олег Анатольевич Чиркунов назвал Пермский край территорией конкурентного развития? Для этого есть все основания?

– Да. Там, по его словам, впервые в Российской Федерации выставили программу государственных гарантий на конкурс. Это стало возможно благодаря централизации средств. В конкурсе принимали участие муниципальные медицинские учреждения, ведомственные медсанчасти, частные медицинские клиники и государственные лечебные учреждения.

Была рассчитана стоимость среднего тарифа на оказание медицинской помощи в больницах, дневных стационарах и поликлиниках. Причем конкурс они проводили не как обычно, по принципу: кто сможет дешевле предоставить услуги. В Пермском крае установили цену и отталкивались от качества: кто за определенный тариф возьмется предоставить пациентам больше медицинских услуг лучшего качества.

В результате, часть муниципального заказа выиграли частные и ведомственные медицинские организации. Около 10 процентов муниципальных лечебных учреждений не выиграли муниципальный заказ и будут ликвидированы.

– Сегодня уже можно говорить о каких-то результатах этого проекта?

О результатах реализации проекта по одному году судить еще рано, потому что показатели здоровья населения меняются. Например, в Дзержинске показатель младенческой смертности каждый год разный, хотя никаких реформ здесь не проводится. Поэтому заявлять, что в Пермском каре нашли панацею от всех проблем здравоохранения, я бы не стал. Но они ее активно ищут, и это заслуживает уважения. А то что внедряется у них – внимания и изучения.

– Как вы относитесь к этому пилотному проекту?

– Это попытки найти какие-то новые пути в решении проблем здравоохранения, что очень важно, за счет федеральных средств. Тем более что проблемы здравоохранения везде одни и те же. Главное, что пермяки не стоят на месте, и двигаются вперед.

Например, на реформирование хирургической помощи Пермский край получил федеральный грант в размере 270 миллионов рублей. Половина этой суммы расходуется на приобретение медицинского оборудования, остальное – на доплату хирургическим работникам. Они получают прибавку к зарплате от 150 рублей до 40 тысяч в месяц.

– Как наш город готовится к «одноканальному» финансированию?

– Мы сложа руки не сидим. В Дзержинске уже второй год действует программа реформирования финансов, которая была принята в 2006 году. К конкурсам достаточно интенсивно готовимся уже сейчас. Однако, чтобы завтра добиться положительных результатов нововведений, уже сегодня необходимо менять подходы к работе бюджетных учреждений. Нужно готовиться к тому, что мы будем не просто содержать больницы, школы и детские сады, а заказывать у этих учреждений соответствующие их профилю услуги. Выбор поставщика услуг будет идти на конкурсной основе. И не факт, что этот конкурс будут выигрывать именно муниципальные учреждения, как уже это было доказано в Перми.

Записала Наталья МАРФИДИНА