– Жанна Владиславовна, чем грозят должникам неоплаченные счета за коммунальные услуги?
– С должниками мы ведем очень серьезную работу: это в первую очередь обзвоны и рейды по домам с целью выяснения причин возникновения задолженности и намерений граждан по погашению долгов. Если должники и в этом случае не платят нам деньги, мы обращаемся в суд и полученные исполнительные листы направляем для принудительного взыскания по месту работы должника, в Пенсионный фонд или в банк, в котором у должника открыты счета. Кроме того, судебные приставы и представители службы безопасности ЕРКЦ обходят адреса должников и, если деньги взыскать невозможно, описывают имущество. Напомню, что должников за ЖКУ не выпускают за границу, если сумма долга превышает
10 тыс. рублей. Отмечу, что, когда взыскание происходит уже через суд, должник теряет куда больше, чем просто сумма долга: это оплата пени, судебных издержек, штрафов, исполнительского сбора.
– Известно, что рейды по квартирам должников совместно со службой судебных приставов проводятся еженедельно. Расскажите подробнее об этой процедуре.
– Такие рейды мы проводим еженедельно, посещаем должников вечером в будни. Каждый раз мы охватываем до двадцати пяти адресов. Хозяева квартир в это время, как правило, дома. С ними ведется беседа с целью прояснения перспективы оплаты долга за отопление и ГВС. В ходе рейдов некоторые из должников оплачивают долг судебному приставу-исполнителю на месте. В квартирах других должников производится арест имущества. Думаю, все должники, которых посетили судебные приставы, поняли, что их долги – не шутка, и деньги все равно придется платить. Можно обойтись без вмешательства судебных приставов, а для этого главное – не доводить дело до суда.
– В какие сроки ЕРКЦ подает на должников иски в суд и какие обычно выносятся решения?
– Мы начинаем работать с должниками, если нет оплаты в течение 2-3 месяцев. Если человек перестает платить за ГВС и отопление, первым делом смотрим историю его счета. Если до этого он вносил все платежи вовремя и в полном объеме, сначала пытаемся узнать, что случилось, и предлагаем свою помощь. Если сумма долга небольшая, мы можем заключить договор о реструктуризации задолженности, помочь с оформлением жилищных субсидий. В этом случае никаких дальнейших санкций с нашей стороны не последует. При этом человек сохранит все льготы, включая, например, ЕДК. Если же должник не желает решать вопрос задолженности добровольно и своевременно, мы обращаемся в суд. Как правило, это происходит через полгода неоплаты или если сумма долга превысила 30 тысяч рублей. Судьи всегда идут нам навстречу, потому что видят, что, потратив ресурсы на дом, где проживает неплательщик, ресурсоснабжающая компания не получила деньги за свои услуги. Поэтому решения в
100 % случаев выносятся в нашу пользу. Бывает, в ходе судебного заседания ответчикам удается уменьшить размер пени, но и то для этого нужно доказать уважительность причин своей задолженности. К ним относятся продолжительная тяжелая болезнь, потеря работы, в общем, действительно сложные обстоятельства.
– Насколько часто долги по суду удается списывать принудительно со счетов должников?
– У очень многих дзержинцев, накопивших долги за «коммуналку», деньги списывают с банковских счетов. Причем по исполнительным листам деньги могут быть списаны в полном объеме, при условии, что остаток средств на счете не покрывает суммы долга. Если долги копились давно, то сумма может быть очень внушительной. Нужно помнить и о том, что если деньги за тепло и ГВС задолжала, например, семья из пяти человек, но счет в банке есть только у одного из них, с этого счета спишут всю сумму долга. После того как банковскую карту арестовали для списания средств, должники, случается, приходят к нам, говорят, что лучше бы заплатили долг добровольно. Но когда механизм взыскания запущен, сотрудники ЕРКЦ уже ничего изменить не могут.
К слову, благодаря нашей работе с должниками – обзвонам, рейдам по домам, в прошлом году удалось вернуть больше 35 % от всей суммы долгов за отопление и горячую воду дзержинцев.
– Жанна Владиславовна, насколько я понимаю, у сотрудников вашего отдела нет желания наказать должников. Цель вашей работы – вернуть деньги за потребленные ресурсы.
– Совершенно верно. В ЕРКЦ наряду с судебным отделом работает отдел досудебной работы, куда может обратиться любой горожанин и рассказать о возникших трудностях с оплатой коммунальных услуг. В этом случае в подавляющем большинстве нам удается найти оптимальный для всех вариант оплаты счетов за ЖКУ. Но даже, когда дело уже дошло до суда и нерадивые плательщики должны за тепло и горячую воду серьезные суммы, мы предлагаем им обойтись без крайних мер, гасить долги постепенно, в щадящем режиме. У нас нет цели усложнить кому-то жизнь. Поэтому еще раз повторяю: сотрудники ЕРКЦ открыты для общения со всеми горожанами, готовы общаться индивидуально и индивидуально подходить к решению, казалось бы, даже неразрешимых проблем. И вообще многих трудностей можно избежать, если подходить к любой ситуации здраво, взвешенно, а главное – вовремя.
Записала Ирина Панина