Киноактер Алексей Зайцев: Я вернусь в родное Игумново

Дзержинское время

Детство

Алексей Никифорович Зайцев родился в деревне Игумново 28 марта 1939 года, незадолго до большой войны. Отец Никифор Иванович и мама Алеши Мария Евграфовна (в девичестве Тихонова) приехали в Дзержинск по вербовке в 1932 году из деревни Аганино Ковернинского района Нижегородского края строить завод «Рулон» («Оргстекло»). В семье тогда было трое детей мал-мала меньше – старшие сестры Софья, Татьяна, брат Василий. В комнатушке деревянного барака на Ворошиловском поселке вскоре родилась Людмила. Когда жить стало невмоготу, многодетной семье Зайцевых выделили землю под строительство собственного дома в Игумнове, в котором появился на свет будущий актер, затем младшая сестра Анна.
В сорок первом отец ушел воевать. Жили Зайцевы очень бедно. Постоянно хотелось есть. И детям иногда приходилось слышать от своей матери: «Ешьте побольше картошки и меньше кушайте хлеба». Ей было больно говорить такие слова, но приходилось – говорила, а слезы текли по щекам. Картошки вдоволь тоже не было. Сколько бы ее ни выращивали, к весне все съедали, а у некоторых даже не оставалось на посадку. Через два года после лечения тяжелой контузии из госпиталя вернулся отец и вплоть до выхода на пенсию работал вальцовщиком на «Рулоне».
Алексей в 1947 году пошел в Игумновскую начальную школу, продолжил учебу в Бабинской семилетке № 25, а в 1956-м выпускался из мужской средней школы № 7 на Ворошиловском поселке.

Истоки таланта

Сказать, что будущий артист рос мальчуганом примерного поведения, значит, ничего не знать о его детстве. Школу он не любил. Слыл хулиганом, сорванцом и вечным двоечником, доставлял немало хлопот своим родителям, учителям. «Ему от матери за озорство больше всех влетало, – рассказывал о брате Василий. – Но в классе седьмом он по примеру отца пристрастился читать книжки, стал завсегдатаем местной библиотеки на улице Озерной.» Что произошло? Может, причиной перемены стало его участие в инсценировках по праздникам, которые местная ребятня разыгрывала в Игумновском клубе? Леша слыл там первым артистом. Или нутром понял свое предназначение в драматическом кружке под руководством артистки А.Е. Черданцевой в Доме культуры «XX лет Октября» в поселке, куда ходил каждый день за десять километров на репетиции.
В постановке пьесы «Сады цветут» семнадцатилетний парнишка так реалистично сыграл роль старика, что зал взорвался аплодисментами, когда самодеятельный артист вышел на поклон. Сам Алексей Никифорович был уверен: «Божье чудо случилось со мной – больше ничего. Сам не знаю: наверное, мои папа и мама всему «виной», да и хорошие люди мне всегда помогали». Вот и Василий, брат Алексея, подтверждает: «Наша матушка Мария Евграфовна – неграмотная была женщина, но огромной мудростью житейской наделена. Голос у нее был чудесный, и пела так, что душу бередила. А то вдруг заплачет, запричитает, мурашки по коже. Смахнет слезу и снова, как ни в чем не бывало, смеется. Лешка тоже такой же – импульсивный, взрывной, все по-своему норовил делать. Задиристый, но себя в обиду не давал. И талантами Бог его не обидел». Он с детства писал стихи, недетские по содержанию. Убежит на Оку, а потом на сеновале, куда семейство с весны ночевать перебиралось из душной избы, по памяти читал свои вирши брату.

Начало карьеры

После окончания средней школы не было у Леши вопроса: куда пойти учиться? Конечно, на артиста. Игумновский парнишка поехал поступать в студию при Горьковском драмтеатре – не взяли. Председатель приемной комиссии, режиссер театра Б.Д. Воронов, посмотрев на «метр с кепкой», пошутил: «Приезжай-ка к нам, Алексей, через год, когда на сантиметр подрастешь». Желание играть на сцене не пропало. Руководительница драмкружка, артистка театра Черданцева привела его в Дзержинский драматический театр им. 30-летия Ленинского Комсомола. Она убедила главного режиссера Г.И. Залкинда поддержать талант, взять парнишку в труппу.
И не ошиблась. Георгий Исаакович разглядел в пареньке незаурядное дарование и вопреки правилам принял Зайцева. Однако актерские ставки заняты, образования у новичка не было, потому три года числился Алексей в театре истопником котельной. В театре в это время вовсю шел знаменитый спектакль режиссера Лещенко в инсценировке актера Лондона по повести Б. Полевого «Повесть о настоящем человеке», и Алексей впервые вышел на большую сцену в Дзержинске в роли одного из мальчишек, что нашли в лесу раненого летчика Мересьева. Но самое настоящее чудо, по словам Алексея Никифоровича, с ним случилось чуть позже: вскоре Григорий Исаакович Залкинд пригласил Зайцева на основную роль – Олега в свой спектакль «В поисках радости» по пьесе Розова. Режиссеру стоило немалых трудов искоренить сильное «оканье» Алексея. «Твой герой – москвич, и говор у него московский», – внушал он актеру.
Спектакль имел большой зрительский успех. В «Горьковской правде» напечатали положительную рецензию, а роль в исполнении Зайцева критики признали лучшей. В конце пятидесятых Г.И. Залкинд уехал из Дзержинска в Москву. Вслед за ним в 1958-м, устроившись помощником кочегара на паровоз, покорять столицу отправился Алексей. Он поступал во ВГИК, в другие театральные вузы – безуспешно. И только Щукинское училище ему покорилось. Алексей был зачислен на курс  Леонида Моисеевича Шихматова и Иосифа Матвеевича Рапопорта.

И кино, и театр

Студентом Зайцев дебютировал в кино, снявшись в эпизоде фильма Александра Алова и Владимира Наумова «Ветер». Затем последовали Женька в «Алешкиной любви» и Николай Сорокин в «Колыбельной». Спустя много лет, сыграв десятки ролей, своей самой любимой он по-прежнему считает роль Женьки. Но по достоинству кино так и не смогло оценить талант Зайцева, зачастую используя его лишь в небольших ролях и эпизодах. В 1963 году, после окончания «Щуки», начались скитания по столичным театрам в поисках «своего»: ТЮЗ, Театр имени Пушкина, Сатиры, имени Моссовета, К.С. Станиславского, Ленинского Комсомола… В конце 70-х Зайцев у режиссера Любимова в театре на Таганке нашел, казалось бы, пристанище по душе – ему нравились роли, дух и новаторская атмосфера театра. Здесь он играет Поприщина и Акакия Акакиевича в «Ревизорской сказке» по Гоголю, Мармеладова в «Преступлении и наказании» Достоевского, Лю Синя в «Турандот», Чебутыкина в чеховских «Трех сестрах».

Театр абсурда Зайцева

Причиной скорой смены театра стало его участие в «крамольных» спектаклях в стиле «театра абсурда». Еще в конце 60-х режиссер Залкинд неофициально поставил спектакль «Сторож» по пьесе Гарольда Пинтера с Алексеем Зайцевым в главной роли. Затем последовали «Ричард III», «Стулья», параллельно Зайцев сделал свой авторский моноспектакль «Все мы вышли из гоголевской «Шинели». На творчестве драматургов висел идеологический ярлык «ненашей драматургии». Однако новаторские пьесы театра абсурда ставили целью ошеломить зрителя и пользовались невероятным спросом у интеллектуальной публики. Афиш и рецензий не было, известие о спектакле передавалось из уст в уста. Собирались зрители небольшими группками у станции метро «Бауманская», шли дворами к какому-нибудь подвалу, произносили заветное слово «назначено» и смотрели пьесу. Спектакли абсурда пользовались заслуженной, но опасной для создателей славой. Режиссера Залкинда и актера Зайцева не раз таскали в КГБ, где вели беседы. В 1979 году артиста упрятали даже в психушку, где он за полгода «лечения» написал сценарий фильма «Ракушечный остров». В 1990-м продюсер Ричард Демарко устроил гастроли Алексея Зайцева в Польше, он принял участие в Эдинбургском фестивале искусств, со спектаклем «Остановка в пустыне» в 1991-м побывал в Англии. Маленький, неказистый, застенчивый, он не играл, а жил на сцене.

Вместо эпилога

Эпизодическая роль в фильме «Сволочи» в 2006 году завершила фильмографию Зайцева, а театр он давно бросил. Живет на скромную пенсию в маленькой квартирке юго-западного округа Москвы совсем один. Семейная жизнь давно пошла под откос. Дочери от разных жен далеко от столицы: старшая Катя – вулканолог, работает на Камчатке, младшая Маша – успешный художник-дизайнер в Германии. Всем известная «слабость» «людей из кино» не обошла стороной актера, но выстоял, не потерялся в этой жизни Зайцев – держится, как может. Жалеет только, что не исполнилась давняя мечта сыграть на сцене роль короля Лира. По ночам мучает его стариковская бессонница, и, как бывало в далеком детстве, теснятся в голове непрошеные рифмы: «…Любил не так, как любят все. Не так, как все, страдаю. Хочу последнего – как все, я умереть!». А в редкие минуты забытья снится актеру родная деревня Игумново, где повстречал он первую юношескую любовь Лизу Балашову, родительский дом, в который, пусть хоть на минутку, ему так хочется вернуться…

Наша справка

Алексей Зайцев

Советский, российский актер второго плана, снялся более чем в 60 фильмах. Наиболее значимые роли в фильмах: «Ветер» (паренек на собрании), «Алешкина любовь» (Женька), «Пядь земли» (Коханюк), «Колыбельная», «Бэла», «Остров Колдун», в детективе «Бриллианты для диктатуры пролетариата», мужик в «Бирюке» Р. Балаяна, инженер Мусиенко в дилогии «Огонь» – «Белый круг» Ю. Лысенко, Недосека в «Знаке беды» М. Пташука, Селифан в «Мертвых душах» М. Швейцера, Коля-Олег в «Плюмбуме…», роль в многосерийном фильме «Хлеб – имя существительное» и других. Театралы из Дзержинска, бывая в столичных театрах имени А.С. Пушкина, им. К.С. Станиславского, Театре сатиры, на Таганке, в которых в разные годы работал актер, аплодировали земляку. Зайцев остался непревзойденным актером театра абсурда в «неофициальных» спектаклях режиссера Г.И. Залкинда по пьесам Ионеско, Пинтера.
Станислав Шальнов, краевед
На фото:
Алеша Зайцев. д. Игумново. 1948 г.
В роли Женьки. Фильм «Алешкина любовь». 1960 г.
Актер Алексей Зайцев. Москва. 1971 г.
В роли кучера Селифана. Фильм «Мертвые души». 1984 г.
Сестры Зайцевы с Марией Евграфовной и снохой Галиной. Игумново. 1976 г.