Родом с Оки


Его дед и отец Сергей Степанович, «ходившие» по Оке и Волге, не мыслили жизни без реки: Ока кормила, поила. И будущий Герой родился 9 ноября 1916 года на Оке – в большом селе Ляхи Владимирской области, в 40 километрах от Мурома. Век минул, а картинка там та же: «золотые» плесы, пойменные луга, невообразимые по красоте приокские дали. В 1927-м старший Конышев оставил колхоз, перешел работать на завод в село Шиморское, что раскинулось напротив деревни Ляхи на противоположном высоком берегу – ныне в Выксунском районе Нижегородчины.

В том году в затон Оки на зимнее время прибыли первые суда для стоянки и ремонта. Тогда началась история Шиморского судоремонтного завода. Вскоре все Конышевы – мама Елена Ивановна, сестры Николая – Валя, Юля – тоже стали шиморскими жителями. В 1930 году Николай окончил здесь семилетку. Пятнадцатилетнего паренька позвала водная стихия, и он поступил в Нижегородское речное училище им. И.П. Кулибина. Но речником Николай не стал. Через два года ему пришлось бросить учебу, вернуться в Шиморское. Тогда он самостоятельно принял решение: надо работать, помогать семье. «Рабочая закалка всегда пригодится», – поддержал отец и взял с собой на судоремонтный завод, где Николай, освоив профессию, четыре года трудился токарем. Рукастый, смекалистый паренек верховодил среди рабочей молодежи, и его способности заметили – выбрали секретарем заводского комитета комсомола, а в 1936-м по комсомольской путевке направили работать пропагандистом в политотдел Московско-Окского речного пароходства.


Дзержинский аэроклуб


Активист-агитатор все чаще подолгу всматривался в небо над Окой, любовался пролетавшими самолетами. Небо захватывало, тянуло к себе. И в 1935 году, оказавшись по своей работе в Рязани, он поступил в Рязанский красноармейский аэроклуб. Проучился год с небольшим, и вот Конышев как лучший выпускник уже учится в Ульяновской школе пилотов и авиатехников. Здесь было все по-военному: строгое здание казармы и учебных классов, подтянутые бравые курсанты в строю. «За один год мы освоили здесь ночные полеты, прошли военную подготовку, топографию, теорию бомбометания, практику воздушной стрельбы и получили звание инструкторов-летчиков Осоавиахима», – позже вспоминал Николай Сергеевич.
В 1937 году мечта сбылась: окончен полный курс школы, и в 21 год Николай – летчик-инструктор, лейтенант запаса.

Лучшего выпускника оставили работать инструктором в школе. Однако звезда Николая начала восходить в 1939 году, когда стал летчиком-инструктором Дзержинского аэроклуба. К тому времени аэроклуб крепко «встал на крыло». А путь в небо у будущих дзержинских летунов начинался с того, что инструкторы появлялись в школах, на заводах. Агитировать в аэроклуб студентов Чернореченского химического техникума азотной промышленности откомандировали Конышева. Хромовые, до блеска начищенные и в гармошку сапоги, синяя со звездочкой пилотка, эмблема крыльев на рукаве гимнастерки! Все смотрели на него как завороженные, затаив дыхание. «Николай Сергеевич Конышев – летчик-инструктор Дзержинского аэроклуба», – звонким голоском представила гостя бойкая девчушка, по заданию директора техникума собравшая молодежь на встречу. Она уже подошла к нему и протянула руку: «Мария Болдырева – секретарь комитета комсомола техникума». Небольшого роста, аккуратная, подтянутая, она спокойно, но твердо смотрела ему в глаза. Может, именно в тот момент и вспыхнула в сердце будущего Героя искра, что позже зажгла в молодых сердцах взаимное чувство?


Продолжение знакомства


Вечером того же дня встреча имела неожиданное продолжение. «В аэроклубе я занималась второй год, – рассказывала Мария Васильевна Конышева (в девичестве Болдырева). – Была старостой группы учлетов. Вечером проводить занятие по аэродинамике к нам в учебный класс аэроклуба вошел инструктор Конышев. Как полагалось, я вскочила с места доложить о готовности курсантов. Видимо, не ожидая встретить меня здесь, он растерялся, уронил на пол журнал и еще больше стушевался.» После этого случая Николай зачастил на студенческие вечера в техникум. «Маша, ты не поняла, ради кого он сюда ходит? – как-то спросил ее однокурсник по техникуму Ваня Бирюков (Иван занимался в аэроклубе, дружил с Конышевым). И тут же сам ответил: «Колька в тебя по уши влюблен». «Для меня это было открытием», – вспоминала Мария Васильевна.
Они поженились в том же, 1939-м: ему – 23, ей – 19 лет.

А в 1940 году у супругов родился первенец – сын Игорь. Шел предгрозовой, последний мирный год…


Война и подвиг


В тот июньский вечер 1941-го, наверное, никто и не предполагал, что утром следующего дня вся жизнь круто изменится. Из уст в уста передавалось тяжелое, страшное слово: «Война!». В короткое время из аэроклуба уволили летно-технический состав «в виду зачисления в кадры РККА». В составе 708-го авиационного полка ночных бомбардировщиков Конышев начал службу на Калининском фронте. На легкомоторном «У-2» (Пе-2), корпус которого состоял из фанеры, реечек-палочек, с обтянутыми полотном рулевыми поверхностями, он совершил около 50 вылетов.
Бесшумно, с приглушенным мотором, выходил на цель и с малой высоты сбрасывал бомбы, плавным скольжением на бреющем полете уходил от атак истребителей противника. На «Пе-2» он летал на связь с партизанами в районе города Ржева, с конным корпусом генерала Тимофеева, во время его рейда по тылам врага выручал из беды экипаж бомбардировщика. И вот первая боевая награда на его груди – орден Красной Звезды.

Однако не всегда гладко складывалась служба лейтенанта. Весной 1942 года, едва не угодив под трибунал за отказ выполнить приказ вылететь на перегруженном самолете, смельчак по рекомендации командующего армией М.М. Громова отправился на курсы летчиков-истребителей. Успешно освоив истребитель «Як», свой боевой путь Николай Конышев продолжил уже в составе 163-го истребительного авиационного полка. Командиром звена, старшим пилотом, затем заместителем и командиром эскадрильи бил фашистов на Центральном, 1-м Белорусском, 1-м, 2-м и 3-м Украинских фронтах, проявил себя не только отважным летчиком-истребителем, но и бесстрашным разведчиком. Он участвовал в сражении на Курской дуге, освобождал от немецких захватчиков Белоруссию, Польшу. К марту 1945 года командиру эскадрильи майору Конышеву удалось совершить 287 боевых вылетов, провести 41 воздушный бой, в которых он лично сбил 18 самолетов противника. Указом Президиума Верховного Совета СССР от 18 августа 1945 года «за образцовое выполнение боевых заданий командования на фронте борьбы с немецко-фашистскими захватчиками и проявленные при этом мужество и героизм» майору Конышеву Николаю Сергеевичу было присвоено звание «Герой Советского Союза». К тому времени у летчика на груди сияло уже немало боевых наград – орденов, медалей.

Он был одним из тех редких летчиков-истребителей, кто чудом остался целым и невредимым в смертельном круговороте войны. Как знать, может, оберегала его тогда любовь Марии, что так терпеливо ждала его возвращения…


После Победы


Она ждала, верила – вернется Николай с войны, будут снова вместе. Но не сбылось – не дождалась. Проклятая война столько жизней, судеб поломала! И Марию не обошла стороной, лишив ее простого женского счастья. На фронте майор Конышев встретил другую, влюбился без памяти. Обычная для войны история: как правило, женщины, попавшие в летную часть, становились любимицами летчиков-офицеров.

И есть тому свое объяснение – шла война, и в этой мясорубке было мало надежды выжить. Однако тем и сильна жизнь, что даже под пулями побуждала людей любить, мечтать о счастье, побеждать смерть.

…С первых дней войны Марию назначают начальником экспериментальной механической мастерской в цех опытных установок Чернореченского химзавода, позже – в цех по производству калиевой селитры… День и ночь на заводе, сын Игорь – в круглосуточном детском садике.
В 1945-м Николай сообщил Марии о своем окончательном решении: «Прости, но к семье в Дзержинск не вернусь». До сих пор от этих слов не зарубцевалась у Марии Васильевны на сердце рана.

Разумом она хорошо понимала: война во всем виновата. Однако мозг сверлила одна и та же мысль: он предал! Тем временем жизнь продолжалась, и в сердце женщины пришла новая любовь, подарившая ей сына Володю.

Но не слишком счастливой оказалась жизнь со вторым мужем. Мария рассталась с ним, посвятив себя сыновьям – Игорю и Владимиру. Они как прежде гостили летом в Шиморском у родителей Николая. В них старики души не чаяли. И все в жизни у Марии ладилось: на родном заводе доверяли ответственные должности, ценили и уважали. Судьба Николая Сергеевича, на первый взгляд, тоже складывалась вроде бы неплохо. В 1960 году в звании подполковника он уволился в запас, жил в Риге, работал руководителем полетов при авиаподразделении гражданского воздушного флота Латвийской ССР.

В Риге родилась дочь. Но с годами он начал ощущать невероятную тоску по любви, которую испытывал когда-то к Марии. Однажды при встрече с ней в родительском доме в Шиморском она услышала от Николая горячие слова боли и раскаяния от осознания того, что поздно решился исправить ошибку молодости.


Снова вместе


Только любящая, сильная характером женщина могла простить. Мария Васильевна приняла трудное для себя решение: «Семье быть!». В 1969 году Николай Сергеевич вернулся в Дзержинск.

Ему 53 года, а он еще молод душой, полон энергии. Работал начальником отдела цеха химкомбината им. Калинина, затем инженером по технике безопасности в Дзержинском производственном объединении грузового автотранспорта. Они снова вместе – Мария и Николай! Но недолгим было трудное счастье. Во время поездки с колонной автомашин на Алтай на уборку урожая 15 августа 1972 года у Николая Сергеевича внезапно остановилось сердце.

Память о Николае Конышеве в Дзержинске увековечена мемориальной доской на доме, в котором он жил, его имя носит улица в р.п. Шиморское. Вдова Героя Мария Васильевна Конышева – почетный гражданин г. Дзержинска – главная хранительница традиций большой семьи Конышевых в Дзержинске.


Станислав Шальнов, краевед
На фото:

Герой Советского Союза Н.С. Конышев. 1945 г.

Николай Конышев – инструктор Дзержинского аэроклуба. 1939 г.

Мария Болдырева (Конышева). 1939 г.

Н.С. Конышев в Шиморском с родителями и сестрами. 1946 г.

Н.С. Конышев (крайний справа) с фронтовыми товарищами. 1943 г. 

Снова вместе. Николай Сергеевич и Мария Васильевна Конышевы. 1970 г.