«Судьба МУП «Экспресс» решится до конца года»

Дзержинское время

– Юрий Владимирович, последние полгода проблемы «Экспресса» не сходили со страниц газет. Шоком для города и горожан стало закрытие трамвайного движения. Нас убеждали, что его нерентабельность – главная проблема МУПа. Поменялась ли ситуация к лучшему на предприятии за последнее время?
– Ситуация не поменялась. На мой взгляд, бывшего директора Николая Небученых пороть нужно за то, что он сделал здесь, в «Экспрессе». Городская администрация тоже несет ответственность за то, что она это позволила. Да, закрытие трамваев было объективно неизбежным, однако то, как это делалось, как сокращали на «Экспрессе» людей я бы назвал полной бесхозяйственностью.
– Что вы имеете в виду, объясните.
– Сокращение было абсолютно неграмотным и непродуманным. Одно дело – увольнять лишних людей в связи с закрытием трамваев и другое – необходимых для работы МУПа специалистов. Такое ощущение, что бывшему директору сказали: надо сократить расходы, и он решил сэкономить по-простому – снизить их за счет увольнения людей, не подумав о том, кто будет работать. Людей увольняли просто потому, что надо было сэкономить. Теперь на предприятии не хватает работников. Небученых уволил нескольких уникальных специалистов, без которых «Экспресс» вообще работать не может. Я сегодня вынужден нанимать некоторых уволенных обратно, пусть на полставки. Например, был уволен линейный инспектор. Это специалист, который проверяет целостность и работоспособность контактной сети вдоль троллейбусных трасс. А ведь это необходимое условие для бесперебойной работы транспорта и безопасности тысяч людей – водителей, пассажиров. Этот человек был и остается единственным опытным в этой области профессионалом в городе.
Другой момент. Людей уволили, а отработать последние дни, привести в порядок трамвайное депо никто не позаботился. Такое ощущение – встали, бросили все, что было, и ушли. Я считаю это бесхозяйственностью. Тоже приходится нанимать людей, чтобы убраться там, привести огромную территорию и здания в порядок, так как готовим объект к сдаче в аренду.
У МУПа есть много неоплаченных долгов еще с 2014-2015 годов. Еще больше усугубились проблемы за последние полгода. Проанализировав информацию о том, как жил «Экспресс» в первом полугодии 2016 года под руководством господина Небученых, я вижу, что бывший директор вообще не платил налоги и социальные выплаты за то время, пока рулил предприятием. Делались только небольшие выплаты (около 1,5 миллиона в месяц) по договоренности о реструктуризации долгов, а текущие платежи – совсем нет. К примеру, за эти полгода «Экспресс» должен был заплатить в Пенсионный фонд почти 30 миллионов налогов. Не заплатил. Сейчас мы пожинаем плоды такой политики в виде периодически арестовываемых счетов и все новых и новых исковых требований.
– Какова же сегодня реальная экономика на предприятии?
– Сейчас в «Экспрессе» работают 630 человек вместо 1000, которые были в штате в конце 2015 года. Месячный фонд оплаты труда – 18 миллионов рублей. Общие расходы за месяц – 30 миллионов.
Кассовый разрыв между доходами и расходами в день составляет 225 тысяч рублей. Это 6,8 миллиона в месяц и 81 миллион в год. И надо понимать, что этот разрыв существует не от плохой работы предприятия – мы выполняем социальную функцию, перевозя льготников, и эти расходы МУПу не возвращают.
Господин бывший директор накопил долги больше, чем были до его прихода. Сегодня они у «Экспресса» составляют 75 миллионов рублей вместо 63-х на конец прошлого года. Это долги перед Пенсионным фондом, по налогам, перед коммерсантами – поставщиками услуг, запчастей и т.д. Одних только судебных издержек «Экспресс» заплатил за полгода 560 тысяч рублей.
– Еще на прошлой неделе у вас были заблокированы счета? Выделенные из бюджета деньги – 20 миллионов – помогли?
– Мы получили не 20, а только 10 миллионов. Они тут же ушли на погашение долгов. Счет разблокировали, но это может снова случиться в любой момент – ПФ выставляет нам еще 13 миллионов долга.
Мы сейчас стремимся максимально пополнить счета, чтобы выплатить долги по зарплате, за бензин и электроэнергию. То есть то, что жизненно важно для предприятия. Продажа снятой контактной сети трамваев, за которую «Экспресс» выручил 4,8 миллиона рублей, позволила заплатить людям зарплату за июнь. Но в условиях, когда мы получаем все новые и новые долговые счета прошлых периодов, выстроить нормальную экономику сегодня невозможно. Если бы нам помогли оплатить эти долги, «Экспресс» начал бы жить и работать с «чистого листа», вошел бы в какой-то понятный финансовый ритм. Но в условиях, что все заработанное уходит на их оплату, у МУПа нет денег на улучшение материально-технической части, на закупку новой техники и т.д. О какой безубыточности или тем более развитии «Экспресса» может идти речь? Когда я слышу речи первых лиц города с трибуны, что надо заплатить кредиторку за то и за это, я хочу спросить, а кредиторская задолженность МУПа? «Экспресс», который довели до ручки, должен помирать? Складывается впечатление, что отдельные люди и структуры в Дзержинске очень ждут и прилагают усилия, чтобы МУП «Экспресс» перестал существовать.
– Юрий Владимирович, да ведь это не новость. Давно и с нетерпением ждут.
– Сейчас это особенно очевидно. Я не вижу поддержки, помощи ни от одной из структур местной администрации. У нас муниципальное предприятие, и здесь муниципалитет должен активно участвовать во всех процессах. Администрация знала о копившихся огромных долгах, почему не было реакции? И говорить сегодня главе администрации: «Взялись рулить, выплывайте сами», – просто нечестно. Это я накопил 70-миллионные долги? Такое ощущение, что меня сюда бросили и теперь есть на кого свалить.
– Похоже. И, кстати, что касается вашего назначения директором «Экспресса» в начале июня, которое для многих стало неожиданностью. Это была ваша инициатива возглавить проблемное предприятие или попросили?
– Как депутат Городской думы я входил в комиссию по «Экспрессу», пытался разобраться в ситуации. Но бывший директор не мог толком донести до депутатов информацию, представить никакого рационального плана. На предприятии процветала смута. Понаблюдав за всем этим, я просто сказал, что за него можно взяться и сделать так, чтобы оно нормально работало. За мои слова зацепились, сделали соответствующее предложение. Так я возглавил МУП «Экспресс». Однако до назначения власти обещали мне всяческую помощь и содействие, но ее нет.
– Юрий Владимирович, вы были одним из тех депутатов, кто активно противодействовал постоянным бюджетным вливаниям в «Экспресс», когда о них просили прежние директора. Это был не только Небученых, но и Глитняк, и его предшественники. Сейчас, когда вы знаете ситуацию изнутри, ваше мнение поменялось?
– Да, отчасти поменялось. Давайте посмотрим экономику МУПа за последние несколько лет. Экономика – это ведь математика, тут все просто, двойных смыслов нет. В 2014 году МУП «Экспресс» получил из городского бюджета дотации на покрытие выпадающих доходов от перевозки льготников – 102 миллиона рублей, в 2015-м – 98 миллионов, в текущем – 36 миллионов, в 3 раза меньше. Льготников при этом меньше не стало.
После закрытия трамваев ситуация несколько улучшилась, расходы уменьшились. Но долгов-то с прошлых периодов накопили вон сколько. По последним подсчетам, после всех сокращений персонала потребность в дофинансировании «Экспресса» составит до конца года 72 миллиона рублей. То есть еще ровно половину к тому, что бюджет уже выделил предприятию.
Конечно, большие убытки накопились еще и потому, что предприятие много лет жило по совковым законам, совсем не в рынке. Здесь была часть работников, которая уверена, что получает деньги за то, что отсиживает рабочие часы. Имеющиеся резервы в плане получения дополнительных доходов от имущества и оптимизации многих процессов не использовались. Сюда пристраивали получать зарплату родственников и знакомых. Сегодня я работаю над тем, чтобы отладить все эти процессы. Однако это дело не одного дня и для этого нужны ресурсы.
– Означают ли ваши слова, что вы будете еще просить выделения денег из бюджета для МУП «Экспресс» в обозримом будущем?
– Да, это объективная необходимость.
– А если не дадут?
– Значит, МУП «Экспресс» перестанет существовать. У нас вариантов больше нет никаких.
– То есть 2016 год будет, по вашему мнению, решающим для «Экспресса» или можно еще какое-то время протянуть?
– Нет, уже нельзя. Власти должны понимать: либо они дотируют «Экспресс», покрывая его выпадающие доходы на выполнение социального заказа в виде льготных перевозок, либо дают зарабатывать. Но для этого нужно принять непростое политическое решение и полностью переделать транспортную карту города, где лучшие маршруты отданы частникам и они же «утюжат» наши троллейбусные маршруты, отнимая у МУПа доходы.
Есть еще третий вариант – закрыть убыточный «Экспресс». Но этого никто делать не будет – властям не нужен народный бунт. Тогда возвращаемся к первым двум вариантам.
– Но, по словам Нестерова, который неоднократно озвучивал, что ждет от вас эффективный бизнес-план о том, как вывести МУП «Экспресс» на безубыточность, Николай Небученых такой план ему представлял.
– Это просто повод меня упрекнуть. В ситуации, когда накоплены такие долги, безубыточность – это миф. Это сделать невозможно. Разве что не платить налоги, что господин Небученых и делал, а мы сейчас пожинаем плоды. Или сократить еще половину персонала. С 1000 в прошлом году дойти до 300 работников. Тупо и бездумно. Но тогда работать будет некому.
Если бюджет поможет «Экспрессу» закрыть долговые обязательства прошлых лет (повторюсь: это еще 36 миллионов вдобавок к уже выделенным), остальные проблемы – долги перед коммерсантами (еще 17 миллионов) и прочие – мы решим.
– А какие вы видите варианты повышения доходов и пути оптимизации экономики предприятия? Они вообще-то есть?
 – Да, есть. И много. Другой вопрос, что не все желаемое можно быстро реализовать, опять-таки нужны средства. Мы сейчас готовим к сдаче в аренду производственную базу бывшего трамвайного депо. Это больше 5 тысяч квадратных метров земли с готовой инфраструктурой, несколько корпусов. В администрации мне предлагали передать базу городу, видимо, для последующей продажи, но я отказался: аренда – это постоянный доход для предприятия. К ней уже проявила интерес крупная московская фирма «Трансмашгрупп».
За полтора месяца с момента моего прихода в разы увеличили доходы от рекламы на транспорте. Перезаключили все договоры. До этого доходы МУПа в год составляли 120 тысяч в год. По новым договорам только за 6 месяцев до конца года мы получим 960 тысяч.
Провода контактной сети (17,5 тонны) сняли, выручили за них 5 миллионов. Прикинули объемы будущих продаж рельсов. 43 километра путей, 5 тысяч тонн. Их еще нужно, конечно, вынуть из земли, перевезти.
Есть очевидные варианты сокращения расходов. Такие, например, как перевод на аутсорсинг службы кондукторов. Тогда мы сможем экономить на налогах до 6 миллионов в год.
Предприятию нужно нормальное бюджетирование, чего они тут, живя вне рыночных отношений, сроду не видывали, нужен грамотный финансовый директор.
МУП «Экспресс» – живое работоспособное предприятие, несмотря на то, что временщики в его руководстве и руководстве города делали все, чтобы его похоронить. Он будет нормально работать, если помочь ему пережить сложные времена и выстроить адекватную политику с частными перевозчиками.
Записала Елена Бахтина