«Натирально хвеновинальный водеволь», или В театре кипят мещанские страсти

Дзержинское время

Первый спектакль театрального сезона всегда ответственное и волнительное событие. Ведь по традиции считается, как дело начнешь, так оно и пойдет. Скажем сразу, что, судя по открывшей 63-й театральный сезон постановке «За двумя зайцами», Дзержинский театр драмы готов радовать и удивлять своих постоянных зрителей весь год.

Решение о том, какая именно пьеса удостоится чести открывать театральный сезон 17 октября этого года, было принято еще в феврале. Для ее постановки был специально приглашен режиссер Юрий Береза, который около 20 лет назад уже работал в нашем театре. В недавнем интервью, которое давал Юрий Александрович «ДВ», он рассказал, что выбрал комедию Михаила Старицкого неспроста. Ее сюжет давно и хорошо известен, он вряд ли впечатлит новизной, тем более что режиссер сразу предупредил, что будет ставить спектакль в традиционной манере, без шокирующих деталей, экстравагантных декораций. А вот главная идея пьесы Старицкого не стареет до сих пор, вернее, в современных условиях даже получает второе дыхание.

Итак, бедный цирюльник Свирид Голохвастый, пижон и щеголь, попадает в крайне неприятную ситуацию. Он должен деньги огромному количеству кредиторов, сцены расправы уже начинают чудиться ему и во сне, и наяву. Ну а поскольку работать Свирид Петрович не приучен, он выбирает самый простой способ поправить свое материальное положение – выгодную женитьбу. К счастью, кандидатура находится довольно быстро: из пансиона как раз возвращается дочка богатого мещанина Проня Прокоповна Серко. Все бы хорошо, да вот невеста потенциальная очень уж мало привлекательна, к тому же нахваталась за месяц учебы барских замашек. Да еще на беду Свириду встречается небогатая, но очень красивая девушка, как потом оказалось, двоюродная сестра Прони Галя. Ну, как тут устоять перед столькими соблазнами? Вот и решает герой кинуться в погоню за двумя зайцами. Те, кто помнит продолжение русской пословицы, уже, наверное, поняли, что ничем хорошим эта затея не закончится. Однако до убийственного для главного персонажа финала, до его полного разоблачения, зрителей ждет множество комических сцен: объяснение Прони с Голохвастовым, подготовка всего семейства Серко к приему жениха, сватовство Гали.

Несмотря на то что главный герой пьесы цирюльник Голохвастый, внимание зрителей практически поровну делится между ним и Проней Прокоповной. Отметим, что в разных составах эту героиню исполняют Лариса Шляндина и Ольга Орлова. В первых спектаклях на сцену вышла Шляндина. Ее Проня, несмотря на явно взбалмошный характер и недалекий ум, все же вызывает какую-то симпатию. Да, жеманная, да, так же, как Голохвастый, хочет казаться умнее и образованнее, чем есть, из-за чего выглядит очень смешно. Да, задрала нос так, что родителям, да и всем окружающим, житья нет. Но ведь мечтает-то она о большом и светлом чувстве – о любви. Наверное, поэтому-то Голохвастому с такой легкостью удается ее одурачить. И когда в конце пьесы раскрывается обман жениха и звучат горькие слова: «Не за ваши магазины шла. Я вас любила!» становится даже жаль бедную нелепую Проню.

А вот Голохвастого совсем не жалко. В кредитах он запутался исключительно из-за своего легкомыслия. А уж то, что решил посмеяться сразу над двумя девушками, вообще не имеет никаких оправданий. Как признался в беседе после спектакля исполнитель роли Голохвастого актер Вячеслав Рещиков, главной задачей, которую он сам ставил перед собой, было не повториться. Во-первых, среди его предыдущих работ были похожие персонажи. Например, Егор Глумов в пьесе «На всякого мудреца довольно простоты» – молодой человек, который хитростью и смекалкой пытался заполучить богатую невесту и место в обществе. Во-вторых, пьеса Старицкого довольно популярна, по ней поставлен очень известный фильм, ее играют в столичных театрах. Чтобы создать свой образ, Вячеслав Рещиков во время репетиций, несмотря на советы коллег, специально не смотрел ни фильм, ни спектакли. Поэтому его Голохвастый действительно не похож, например, на героя фильма, сыгранного Олегом Борисовым. В исполнении Рещикова он вовсе не так глуп, и принадлежит к той породе молодых мужчин, которым благодаря их обаянию и умению пустить пыль в глаза многое сходит с рук. В общем-то, все это и спасает его от совсем уж трагического финала. Безумно влюбленная Проня выкупает несостоявшегося жениха из полицейского участка.

Но вернемся к спектаклю. Как и было обещано задолго до премьеры, в постановке много музыки и танцев, что делает его динамичным, живым, настоящим классическим водевилем. Первое действие, когда сюжет только разворачивается, кажется немного затянутым, но уже во втором страсти кипят буквально без перерыва, поэтому смотрится оно на одном дыхании. Кстати, в постановке приняла участие вся труппа театра, в том числе опытнейшая актриса Бэлла Чуркина, которая сыграла мать Гали Секлиту Пилиповну Лымариху, Валентин Морозов и Валентина Губкина, составившие прекрасный дуэт родителей Прони…

(полный текст статьи читайте в газете “Дзержинское время” за 22 октября 2009 года)

Марина Ипатова