Монументальные памятники – лицо города
Прежде чем отправиться в не очень известные горожанам места, мы решили оценить состояние памятников Дзержинскому и Маяковскому. Как-никак, а они являются нашей архитектурной гордостью. Вот только местные власти, видимо, забыли о том, что памятники надо периодически реставрировать или хотя бы чистить.
Бронзовый Феликс Дзержинский давным-давно окислился и привлекает внимание разве что голубей, стаями слетающихся прикорнуть на объекте культурного наследия. Плиты основания в трещинах, клумба вокруг памятника вроде есть, а вроде ее и нет (то, что на ней растет, мало напоминает цветы). Между тем памятник Дзержинскому выполнил для города один из самых именитых скульпторов сталинской эпохи С.Д. Меркуров. И этот объект культуры является композиционным центром застройки всего города.
Отдельная тема – установленные рядом с памятником объекты малых форм – пара лебедей. Ничего не имея против величавых птиц, заметим, что они выполнены в манере декоративно-прикладного творчества и резко диссонируют с общим видом строгой скульптуры. Понятно, что сейчас их никуда не денешь, но все-таки не они должны выигрывать на фоне памятника, а монументальная фигура Дзержинского – привлекать к себе основное внимание. Пока получается наоборот.
Что же касается памятника Маяковскому, то на него сегодня вообще без слез не взглянешь. Наполовину белый и блеклый, чугунный гигант-поэт вместо восхищения вызывает жалость прохожих. Плиты настолько потрескались, что, кажется, можно их спокойно взять и унести. Сзади на постаменте местные ребята, мнящие себя великими художниками, нарисовали граффити.
«Памятник установили в начале 60-х годов прошлого столетия. Было два варианта размещения его на площади – ближе к жилому дому с продовольственным магазином, что дало бы возможность его хорошего обзора с основного подхода – улицы Мира (сейчас Клюквина). В этом случае скульптура превосходно бы просматривалась при подходах с проспекта Дзержинского, улиц Пирогова, Маяковского. Во втором варианте расположить монумент предлагалось с его проекцией на жилой дом с аптекой и магазином «Детский мир» поворотом головы фигуры в сторону входа с проспекта Дзержинского. Этот вариант и приняли позже за основу», – рассказывает нам краевед Станислав Шальнов.
Слушаешь его и думаешь, как же так?.. Ведь когда-то этот памятник был предметом гордости, он, опять же, как и скульптура Дзержинскому, – композиционный центр площади. Почему до сих пор никто не задумался о выделении денег хотя бы на чистку памятников, ведь полная реставрация, по словам Станислава Михайловича, дело крайне кропотливое и требующее больших затрат. Но ведь просто привести монументальные скульптуры в порядок не так сложно. Видимо, пока этот вопрос остается риторическим.
Остатки былой роскоши
Оценив «большую» архитектуру, мы решили посмотреть, что творится во дворах Дзержинска. Не все горожане знают, что во многих уголках старого города есть заброшенные фонтаны и скульптуры. На них можно случайно наткнуться, отправившись на прогулку, и только диву даться, какими бы красивыми могли быть наши дворы, если бы эти формы малого архитектурного наследия привели в порядок.
Фонтаны – отдельная тема, так как их оказалось в старой части города столько, что мы сами не ожидали! Правда, как сказал Станислав Михайлович, они еще в 50-е годы после установки недолго проработали, но тогда хотя бы оставались ухоженными и чистыми.
Мы побывали во дворе на проспекте Ленина, 72. Чем он примечателен, поинтересуетесь вы?
Схожая ситуация в нескольких других дворах на проспекте Ленина. Если вы думали, что у нас есть только знакомый всем курдонер, то сильно ошибались. Чаши от некогда существующих фонтанов, скажем во дворе дома № 45 по пр. Ленина, тоже стоят одинокие и заброшенные. Представьте хоть на минуту, насколько краше стал бы наш город, если бы власти взялись отреставрировать их?.. Сколько новых мест для отдыха горожан могло бы появиться.
К слову, раз мы затронули тему курдонеров, то на пр. Ленина тоже сплошная разруха. Неухоженная грязная чаша, мусор, разросшийся кустарник – в общем, мрак и безысходность.
«Большинство «кусакинских» ворот уже утрачено. Повезло только воротам домов с курдонером на проспекте Чкалова и на улице Клюквина – они после ремонта обрели первозданный вид. В остальных дворах старого города от былой роскоши, за исключением упомянутых, лишь жалкие подобия. Полуразрушенные столбы-колонны с торчащими из них крюками-петлями, на которых кое-где жалобно поскрипывают ржавые решетки, производят удручающее впечатление», – предупреждал нас Станислав Михайлович.
Именно это мы и увидели… Дождутся ли реставрации въездные ворота во дворы на проспектах Ленина, Кирова, Чкалова, на улицах Грибоедова, Гагарина, Суворова, Маяковского – остается под вопросом.
Неутешительные выводы
Рассуждать о том, что у нас все плохо, можно бесконечно. Другое дело – будут ли решены проблемы, не побоимся этих слов, архитектурного упадка города? Источник финансирования, как кажется, только один – городской бюджет, и впоследствии все работы по содержанию памятников в порядке тоже должны оплачиваться из городской казны.
Но главное, как сказал нам в беседе дзержинский тележурналист и краевед Алексей Алексеев, даже не то, откуда можно взять деньги, а то, что Дзержинску нужен настоящий хозяин, который будет радеть и переживать за город и его внешний вид.
Может быть, и нет смысла возвращать ранее существующие малые архитектурные формы, но можно же устанавливать новые, только действительно красивые и нужные. При этом важно следить за качеством проводимых работ.
К примеру, Окская набережная – не самый лучший образец современного благоустройства. Клумб и газонов нет, баллюстрада уже потрескалась, нижний ярус вообще не стали ремонтировать. А уж над установленными там скульптурами, вроде дворника, что тут скрывать, многие горожане просто посмеиваются. Все это выглядит нелепо.
Сейчас тема благоустройства города и реставрации архитектурного наследия остается открытой. И мы постараемся получить от власти ответы на вопросы о планах приведения облика Дзержинска в порядок. Долго ли еще памятники культуры останутся заброшенными? Надеемся, что нет.
Ксения Жульнова