Пожарами дзержинцев, равно как и жителей других городов, не удивишь. Вот только систематичность появления пламени в городских дворах, а также его «предвзятость» в выборе объектов уничтожения не могут не вызвать удивления.
«Пожароопасные» дворы
Например, в пятницу, 9 октября, вспыхнули сараи возле одного из домов на улице Ватутина. Загорелись постройки в полдень быстро и неожиданно. И через несколько минут остались от них одни закопченные кирпичные стены да полусгоревшие крыши.
Как нам рассказал пожарный инспектор Денис Безруков, площадь пожара составила шестьдесят квадратных метров, началось же возгорание непосредственно внутри одного из четырех смежных сараев. При этом, согласно показаниям опрошенных огнеборцами свидетелей, за несколько минут до пожара возле сараев «крутились два молодых человека подозрительного вида». «Подозрительность» этих парней заключалась в том, что один из них «постоянно оглядывался по сторонам, видно, следил за обстановкой», второй же и вовсе… «залез в пролом в стене того сарая, откуда потом и начался пожар».
Удивляет «сознательность» наших граждан: почему-то они начинают сотрудничать с людьми в форме, что называется, постфактум. Почему никто не удосужился вызвать милицию, увидев, что неизвестный человек забирается в сарай их же соседа?.. Извечный русский авось? Или страх и нежелание «вмешиваться в чужие дела»?
Примечательно, что, по словам тех же очевидцев, пролом в стене появился уже давно, но если раньше в него могла забраться «разве что кошка», то за несколько дней до происшествия его площадь вдруг увеличилась. И опять никто не насторожился и не обратился в милицию. А ведь некоторое время назад в этом же дворе уже сгорели несколько сараев, а на их месте в рекордно короткие сроки были возведены новые добротные гаражи.
Также вызывает некоторое непонимание тот факт, что столь словоохотливый в общении с огнеборцами свидетель наотрез отказался разговаривать с корреспондентом «Дзержинского времени»…
Следует отметить, что систематические пожары во дворе на Ватутина – далеко не единственный повод для размышления на тему «выжигания» старых сараев в нашем городе. Похожая ситуация сложилась, например, и на улице Гайдара, в районе Торгового центра, где с апреля текущего года сараюшки горят уже пятый раз.
Как «де юре» переходит в «де факто»
По словам Дениса Безрукова, пожарным инспекторам не удалось найти хозяев трех из четырех сгоревших сараев на Ватутина. Потому материальный ущерб, нанесенный злоумышленниками, пока оценить нельзя. Однако предположить, что сараи были бесхозными и ими никто не пользовался нельзя, поскольку на их дверях установлены хорошие замки. Значит, кому-то они все-таки принадлежали.
Вообще говоря, вопрос права собственности на сараи – тема особая. Как нам объяснила генеральный директор Агентства профессиональной правовой помощи Анна Зубанова, в достопамятные советские времена сарай закреплялся за определенной квартирой. Соответственно, при переезде квартиросъемщика он автоматически переходил новому жильцу. С наступлением нового времени сараи стали выделяться в отдельную собственность, ни коим образом не являющуюся «придатком» к квартире. Однако в некоторых случаях население по старой памяти «продает» или «дарит» сараи вместе с квартирами, документально никак не оформляя собственность на этот объект недвижимости.
Также нередки случаи, когда, построив во дворе сарай, человек не идет регистрировать его в органах юстиции. Тут вообще возникает правовой парадокс: фактически постройка существует, но документально ее нет.
Впрочем, это все, как говорится, де юре, де факто же: пока только один из четырех владельцев сгоревших на Ватутина сараев заявил о своем намерении написать заявление об уничтожении его имущества. Посему нельзя исключать возможность того, что остальные «сараевладельцы» просто не могут доказать свои права на сгоревшую собственность…
(полный текст статьи читайте в газете “Дзержинское время” за 22 октября 2009 года)
Евгений Павлычев