Дзержинское время

Информацией о том, что слепой паре отказали в регистрации брака, заинтересовалась прокуратура, сотрудники которой сейчас проводят проверку деятельности ЗАГСов и выясняют, были ли нарушены их сотрудниками права инвалидов. По информации на сайте прокуратуры, работники ЗАГСа объяснили свой отказ тем, что жених и невеста не в состоянии поставить свои подписи на документах. А это, согласно Гражданскому кодексу РФ, является препятствием для регистрации брака. Правда, нужно отметить, что в таких случаях тот же ГК РФ предусматривает участие на церемонии третьих лиц, которые могут поставить свои подписи в свидетельстве о браке вместо жениха и невесты по доверенности, заверенной нотариусом. Предлагали ли такой вариант будущим молодоженам в отделах ЗАГСа и устраивал ли он их, в сообщении не говорится.
Что касается дзержинского ЗАГСа, то его руководитель Ольга Меснянкина, как только услышала тему разговора, сразу ответила, что по этому поводу никаких комментариев давать не будет, что историю искусственно «раздули», что пара, конечно, поженится и вообще – все это тайна личной жизни. За всей остальной информацией посоветовала обратиться в Главное управление ЗАГСа по Нижегородской области. Однако и там нам никакой информации не дали, отправив в пресс-службу областного правительства.
Впрочем, сама ситуация выглядит весьма странной. Мы не думаем, что нижегородские влюбленные – первые инвалиды по зрению, решившие официально создать семью, а значит, они не первые столкнулись с проблемами при этом. До этого их же как-то решали? Мы обратились к председателю дзержинского отделения Всероссийского общества слепых Александру Ерохину, который рассказал, что никогда ранее ни члены общества, ни он сам не сталкивались с подобными проблемами. «Нас с супругой в свое время расписали без всяких проблем. Я не знаю, какая ситуация у нижегородской пары, но если люди не в состоянии поставить роспись, у них должен быть факсимильный штамп, который они вправе ставить под всеми документами вместо росписи от руки. Я считаю, что решение об отказе регистрировать брак в данном случае – это, конечно, нарушение Конвенции о правах инвалидов, которое, к тому же, противоречит федеральной программе «Доступная среда». Я уж не говорю о том, что это большая психологическая травма для людей, которые теперь могут замкнуться от общества», – отметил Александр Юрьевич.
В любом случае прокурорская проверка в нижегородских ЗАГСах продолжается. В ходе ее будет дана правовая оценка деятельности должностных лиц. Также сотрудники прокуратуры примут комплекс мер для устранения нарушений прав граждан.
Марина Ипатова