Недавно в редакцию «ДВ» обратились родители учеников одной из дзержинских школ, обеспокоенные тем, что на родительском собрании им предложили подписать договор с образовательным учреждением. Мам и пап волновало, зачем, в принципе, необходим этот документ и не ждать ли им какого-нибудь подвоха после его подписания. Мы решили разобраться в ситуации.
Как нам объяснили в управлении образования администрации Дзержинска, заключение письменного договора между родителями (законными представителями) ребенка и государственной общеобразовательной школой Федеральным законом «Об образовании» не запрещено. Кроме того, по словам заместителя начальника управления Валентины Сахаровой, в уставах школы, составленных на основании Типового положения об образовательном учреждении, также такая возможность предусмотрена. Причем, отметила Валентина Владимировна, Устав школы – документ куда большей важности и значимости. Именно он и регулирует отношения между образовательным учреждением и родителями ученика. Поэтому при поступлении в школу ребенка, его законные представители (то есть ближайшие родственники) просто обязаны ознакомиться с положениями Устава и подтвердить это подписью. К сожалению, родители частенько этого не делают.
По словам Валентины Сахаровой, договор служит лишь для того, чтобы закрепить положения Устава и указать, что родители согласны с его условиями. То есть получается, что документ этот чисто условный. И все-таки, как говорится, если звезды зажигаются…
Нам в руки попал договор, который предлагают подписать родителям учеников дзержинской общеобразовательной школы №23. Некоторые пункты нас действительно насторожили. Например, согласно договору, родители «несут ответственность за обеспечение ребенка необходимыми средствами для успешного обучения и воспитания, в том числе спортивной формой и т.д.». Возникает вопрос: а что, если в силу разных причин родители не смогут приобрести спортивный костюм «и т.д.», то есть фактически не выполнят одно из условий договора? В беседе с корреспондентом директор школы Ольга Палеева ответила, что, конечно, ситуации бывают разные, и администрация школы готова рассматривать их индивидуально. В любом случае, заверила Ольга Владимировна, на ученике это никак не скажется и он будет продолжать учиться.
Кстати, Ольга Палеева объяснила появление этого документа еще одной причиной. С 1 декабря вводятся изменения в Кодекс об административных правонарушениях, которые подразумевают ответственность руководителя за четкое выполнение всех законодательных требований. «Наш договор никоим образом не ущемляет права родителей и детей. Я не скажу, что он идеален, но благодаря участию родителей мы уже внесли в него некоторые поправки и, возможно, что на следующий год мы примем более совершенный документ. Кроме того, на общеродительском комитете, который состоится у нас в ноябре, я думаю, что мы также будем его дорабатывать», – добавила Ольга Владимировна. При этом директор призналась, что не все родители согласились подписать договоры, но тут же заверила, что это никак не сказалось на учениках, все они продолжают ходить в школу и будут учиться в ней на тех же условиях.
Получается, что если подписание договора не является обязательным, то и выполнение его условий также дело добровольное. А значит, он, в принципе, не очень нужен?
Традиционно «больной» темой для родителей сейчас являются взносы на всяческие «нужды» класса и школы. Поэтому, наверное, родители и читают с таким трепетом все дополнительные документы, касающиеся отношений со школой: не таится ли там какой-либо подвох? Не получится ли так, что в ответ на отказ сдавать деньги на очередную «нужду» вам покажут подписанный договор? Здесь, главное, помнить, что в соответствии с Гражданским кодексом РФ Законом «Об образовании» такая помощь может быть оказана только в добровольном порядке. Как правило, ее размер тоже определяется непосредственно родителями на собрании или заседании попечительского совета…
(полный текст статьи читайте в газете “Дзержинское время” за 22 октября 2009 года)
Марина Ипатова