Один в информационном поле не воин
О том, как важно и даже необходимо им мнение жителей, как полезны общественные инициативы, представители власти твердят годами. Тем более что сегодня открыт и практически каждому уже доступен такой инструмент распространения информации, как Интернет. А чтобы призывы эти не были голословными, еще в 2013 году президент России Владимир Путин подписал Указ о правилах рассмотрения интернет-петиций. Согласно указу, разместить их на специальном сайте, а также подписать могут только совершеннолетние граждане, зарегистрированные в «Единой системе идентификации и аутентификации» (то есть на сайте www.gosuslugi.ru). До публикации петиции ее будут проверять на отсутствие призывов к экстремистской деятельности, а также на «актуальность».
На сбор подписей отводится год. Если за это время инициатива наберет более 100 тысяч голосов, то ее обязаны будут рассмотреть депутаты Государственной Думы. А за инициативы регионального или муниципального уровня для их дальнейшего продвижения должны проголосовать не менее 5% местных жителей (то есть для Дзержинска, например, не менее 12 тысяч человек).
В том же 2013 году в сети действительно появился официальный сайт www.roi.ru, где каждый желающий мог поделиться своими идеями и предложить изменения в действующее законодательство.
Что происходит с этим сайтом сейчас? Честно признаться, создается впечатление, что он работает чисто номинально. То ли люди на него редко заходят, то ли действительно актуальные, острые темы тут не пропускают. Всего за три года существования на www.roi.ru разместили 8,5 тысяч инициатив. Из находящихся на голосовании в данный момент самой популярной петицией является предложение создать единую электронную медицинскую карту пациента (чуть более 50 тысяч подписей, время голосования заканчивается уже в сентябре).
За все время работы сайта были рассмотрены и реализованы 23 инициативы (то есть их либо внесли в законодательные акты, либо подготовили законопроекты). Среди них, например, требование сохранять номер телефона при смене оператора, оборудовать все железнодорожные переезды камерами видеонаблюдения, запретить увеличивать звук во время рекламы на телевидении. То есть, мягко говоря, не самые острые проблемы решены с подачи общественности. Ведь обязанность «рассмотреть» популярную петицию вовсе не означает для парламентариев обязанность принять на ее основе какие-то законодательные решения. Все это остается сугубо делом рекомендательным. Так, например, за время работы сайта было собрано 137 тысяч подписей россиян за досрочный роспуск Госдумы. Естественно, ее даже не рассматривали, признав антиконституционной.
Раскачивая лодку
Вообще, как показывает практика, россияне чаще и с большей охотой поддерживают конкретных людей, попавших в беду и страдающих от несправедливых действий каких-то организаций и чиновников, чем единым фронтом выступают за изменения на законодательном уровне, которые могли бы решить проблему в корне. И не только для одного человека, но для целой группы людей, которые могут попасть в такую же ситуацию. Отсюда, вероятно, такая популярность онлайн-платформы для размещения петиций и проведения кампаний www.change.org.
По количеству посещений, размещенных петиций и, главное, победных кампаний она оставила далеко позади все государственные сайты для обращений вместе взятые.
Взять хотя бы для примера историю больной раком девушки Светланы из Щелково, петиция которой на change.org собрала огромное количество подписей – более 400 тысяч. Сбербанк пытался отобрать у нее квартиру, находящуюся в ипотеке, незаконно затягивая вопрос с выплатой страховки, положенной Светлане, получившей 1 группу инвалидности. После месяцев судебных разбирательств и откровенного хамства со стороны Сбербанка Светлана опубликовала свою петицию, которая сразу привлекла огромное внимание общественности и СМИ. В итоге Сбербанк не просто оставил девушку в покое, пересчитав сумму долга и сняв незаконно начисленные пени, но его руководство еще и долго извинялось.
Или, например, обращение, которое через change.org собрало более 160 тысяч подписей, с требованием предоставить дорогостоящее лекарство (которое ей вообще-то положено по закону) девушке Любе из города Иваново. Кто знает, дошло ли бы оно до больной, если бы сотни неравнодушных людей не «допекли»-таки своими звонками и визитами Минздрав Ивановской области.
С помощью онлайн-петиции удалось добиться разрешения Минздрава пускать родственников к больным в реанимацию (более 360 тысяч подписей), положительно решить вопрос с удочерением маленькой девочки-инвалида Эли из Уссурийска, за которую несколько лет боролась русская семья, живущая в Германии, спасти от закрытия больницу для бездомных в Москве и еще много чего хорошего.
Впрочем, есть у change.org и сомнительные моменты. Душераздирающая история 70-летней старушки Любови Кожуховской, которая перенесла инсульт, слегла и непременно замерзнет надвигающейся зимой в полуразваленном частном доме в маленьком селе в Хакасии. Его ремонта в петиции и требует от местных властей старшая сестра бабушки Валентина. Между прочим, это обращение собрало ни много ни мало почти 260 тысяч подписей, наделало много шуму в администрации самого села и республике. В сети появились даже желающие забрать к себе несчастную старушку. А позже стали выясняться некоторые подробности семейных отношений сестер. Например, то, что когда-то в новый дом, выделенный Любови Кожуховской колхозом, въехала ее старшая сестра, а младшая так и осталась жить в старой, еще родительской избе. Да и петицию эту, понятное дело, затеяла не 80-летняя пенсионерка, а ее более продвинутые родственники. Так что, несмотря на большой отклик, аудитория сайта все равно разделилась на два лагеря: тех, кто однозначно за то, что бабушке нужно помочь и даже готов скинуться для этого деньгами, и тех, кто задается вопросом: а почему этого не делают ее близкие люди?
Таким образом, сайт для сбора подписей вполне может стать площадкой для деятельности разного рода хитрых, нечистых на руку людей, пользующихся добротой и впечатлительностью читателей.
С другой стороны, настораживает еще одно ноу-хау change.org, а именно предложение разработчиков сайта распространить информацию о петиции… за дополнительную плату. Дело это, конечно, добровольное, и все-таки там, где появляются какие-то денежные отношения, начинает попахивать махинациями.
Дзержинцы, ау!
Между прочим, дзержинцы тоже обращались к этой онлайн-площадке. Не так часто, как могли бы, но все же. И одной из самых популярных петиций стало обращение известной дзержинской зоозащитницы Аллы Кузнецовой по поводу незаконного отлова и убийства на территории города безнадзорных животных. Можно сказать, что с этой петиции, опубликованной 3 марта этого года и собравшей на сегодняшний день более 6700 голосов, и началась активная борьба за исполнение регионального закона, который местные власти откровенно нарушают. Пусть пока реальных подвижек в этом вопросе нет, но тему уже не удается замолчать, и от нее уже не отмахнуться. Еще больше подписей собрало обращение, размещенное совсем недавно в связи с жестоким убийством щенка на улице Свердлова. Напомним, там пьяный хозяин выбросил питомца с балкона 3 этажа. Благодаря подписям более чем 8300 человек и широкому резонансу мужчину привлекли-таки к ответственности за жестокое обращение с животным, а иначе ему грозил бы просто штраф за хулиганство.
И все же странно, что в Дзержинске, судя по петициям, главной проблемой являются отношения человека с животными. А как же экология?
Незаконные стройки? Погибающая система муниципального транспорта? Хотя нет, по поводу закрытия трамвайного движения петиция на change.org на имя губернатора Шанцева была и собрала рекордные… 55 голосов. Очевидно, что просто разметить свое обращение на сайте, который далеко не всем известен, мало. Надо его продвигать, тиражировать, пиарить в СМИ, а на это тоже далеко не каждый способен.
На государственной площадке онлайн-петиций и того хуже. За три года – два обращения от жителей Дзержинска. Одно – с требованием закрыть Игумновскую свалку (47 голосов), другое – сократить расходы на ИТ аутсорсинг для образовательных учреждений (1 голос).
Одним словом, участвовать ли в сборе подписей, создавать ли самому петиции – дело каждого. Но когда речь идет о борьбе за правду, думается нам, хороши все средства, даже на первый взгляд не самые эффективные.
Марина Ипатова