Дзержинское время

Дровосек по сосенке

Озеленение Дзержинска – это парки, бульвары и скверы внутри города, а также пригородные леса. И если внутригородское озеленение в значительной части защищено генеральным планом, то пригородные рекреационные зоны по-прежнему остаются беззащитными. Поэтому сегодня экологи и ставят во главу угла защиту зеленого пояса Дзержинска.
О каких рекреационных зонах идет речь? Это пойменные территории, дендропарк и сосновые боры. В их числе: «Сосновые леса природного комплекса г. Дзержинска» (500 га), «Дендропарк Дзержинского лесхоза» (50 га), пойменная территория и сосновый бор южнее поселков Дачный, Колодкино, Бабино, Юрьевец (898 га).
Все это проектные ООПТ, обозначенные соответствующим образом в Генплане города.
Уязвимость этих пойменных лесов и лугов можно наблюдать уже сегодня, отмечает советник главы администрации Дзержинска по вопросам экологии и охраны окружающей среды, председатель совета общественного движения «Голос Дзержинска» Сергей Вилков. Так, например, нынешней весной региональный Инвестсовет одобрил запрос ООО «СтройТех» (решение от 11.03.2016 г.) на земельный участок площадью 4 га в п. Дачный севернее оздоровительного лагеря ОАО «Корунд». Компания заявила о строительстве некой базы отдыха. Трудно понять обоснованность правительственного решения, потому что Дзержинск явно не испытывает дефицита в такого рода объектах.
Одобренный для ООО «СтройТех» участок – фактически выведенная из природно-заповедного фонда территория. А ведь сосновый бор под Дачным наряду с дзержинским дендрарием сегодня претендуют на звание ООПТ федерального значения. Соответствующую заявку администрация Дзержинска направила в Законодательное собрание области, где ведется отбор наиболее ценных объектов в масштабах региона. Расширение реестра таких объектов проводится в преддверии Года экологии в России, который пройдет в 2017 году.
Оба дзержинских претендента, что дендрарий, что сосновый бор под Дачным, безусловно, достойны статуса федеральной ООПТ и нуждаются в особой защите.
Живописные места под Дачным представляют еще и туристическую ценность. На левом берегу Оки расположен единственный в мире гиперболоид – многосекционная опора линии электропередачи высотой 128 метров. В декабре 2014 года детище инженера Шухова по распоряжению правительства РФ отнесли к объектам культурного наследия федерального значения.
Дендропарк – природная жемчужина Дзержинска, где собраны редкие растения с просторов бывшего СССР, – не менее уникальное место для центральной России. Дендрарию федеральная охранная грамота в свете нескончаемых покушений на его застройку явно не помешает. Дендрарий беззащитен, потому что Минэкологии региона до сих пор не приняло соответствующее положение о дендропарке, который тает на глазах. После изменений в Генплан от 27.06.2013 г., которые уточнили границы дендрария, 1,6 га примыкающего к дендропарку питомника ушли для нужд «садоводчества». Теперь там развернулась грандиозная стройка фешенебельных коттеджей. Сколько еще кусков отщипнут у дендрария на пути к федеральной ООПТ?
Не менее опасной представляется ситуация и для «Сосновых лесов природного комплекса г. Дзержинска» (район Желнино и Решетихи). В нормативном документе на этот объект (распоряжение правительства Нижегородской области от 10.08.2006 г.
№ 591-р) нет запрета на лесохозяйственные мероприятия. Договорись с областными чиновниками – и бери топор. А кроме этого на ООПТ допускаются работы, связанные со строительством, мелиорацией, прокладкой новых коммуникаций, дорог и даже добычей полезных ископаемых, что губительно для тамошней растительности.
Прецедент уже создан. Недавно по «Сосновым лесам» протянули подземный газопровод к частной базе отдыха на месте бывшего лагеря имени Гагарина. Какое, интересно, ведомство согласовало с коммерсантами прокладку газопровода по ООПТ, если строительство такого рода коммуникаций допускается только для государственных и муниципальных нужд?
Так сосновые леса вокруг Дзержинска изроют вдоль и поперек, не говоря уже о более опасных вещах – растаскивании, фрагментации и застройке. Поэтому общественники и настаивают на проведении обследования и паспортизации, которые раз и навсегда четко зафиксируют границы природных территорий, а также пропишут режим их использования, оговорят то, что можно и что нельзя.

10 лет надежды

Свои паспорта как минимум две природные зоны Дзержинска должны были получить еще лет десять назад. Ровно столько времени прошло с появления на свет распоряжения правительства Нижегородской области (№ 591-р от 10.08.2006 г.), которым утвержден «Перечень находящихся в стадии проектирования и вновь выявленных уникальных природных объектов и территорий Нижегородской области, подлежащих отнесению к природно-заповедному фонду». А через год чиновники получили указание до 1 ноября 2007 года (распоряжение правительства области № 1537-р от 04.10.2007 г.) разработать план паспортизации памятников природы Нижегородской области для последующего придания им статуса ООПТ. Для паспортизации в Дзержинске определили всего два объекта – «Дендропарк Дзержинского лесхоза» с необъяснимо небольшой площадью всего 16 га и те самые «Сосновые леса» (96-100 кварталы Дзержинского лесничества, 441 га). Задача четкая, но до сих пор неисполненная.
«Десятилетний простой с изготовлением паспортов на вновь выявленные уникальные природные объекты и территории, которые следует отнести к природно-заповедному фонду, идет вразрез с интересами дзержинцев и явно не способствует сохранности и без того неустойчивых экосистем нашего города», – убежден Сергей Вилков. Дальнейшие проволочки, по мнению лидера «Голоса Дзержинска», недопустимы.
Стоит отметить, что весной 2015 года под давлением общественности местные чиновники отнесли к территории проектного памятника природы дополнительный участок соснового леса южнее Дачного. Таким образом сосновый лес соединился с проектной ООПТ – пойменной территорией вблизи поселков Колодкино, Бабино, Юрьевца. Охранная площадь лесов под Дачным увеличилась. Изменения в 2015 году закрепили в Генплане. Но дальше дело и в этом случае не продвинулось. Таким образом, проектная ООПТ ничем, кроме Генплана, не защищена и находится под угрозой.

Деньги небольшие

Что представляет собой процедура паспортизации проектных ООПТ?
Первый шаг – это комплексное обследование территорий, которое подтверждает их уникальность. Затем следует разработка обязательных материалов по оценке воздействия на окружающую среду (ОВОС) и, собственно, разработка проектов паспортов или положений, как в случае с дендрарием. Их утверждению предшествуют публичные слушания и государственная экологическая экспертиза.
Основная сложность, как всегда, в финансировании проекта. Однако для таких высоких целей сумма весьма скромная. Сергей Вилков поинтересовался стоимостью работ в авторитетной государственной организации – ГБУ НО «Экология региона». В результате стало ясно, что паспортизация одной ООПТ обойдется в 350 тыс. руб. Таким образом, суммарные затраты на все четыре объекта не превысят 1,5 млн руб. Учитывая, что практически все ООПТ должны получить статус региональных памятников природы, Дзержинск может рассчитывать на софинансирование паспортизации из областного бюджета. Ну а уж если сосновые леса под Дачным или дендрарий заслужат звания ООПТ федерального значения, Дзержинску будет еще проще – можно рассчитывать и на федеральные средства.

Надо уточнить

Почему речь в предложениях общественников идет о паспортизации 4-х природных зон, когда у одной из них уже есть паспорт. Да, памятник природы регионального значения «Территория Желнино-Пушкино-Сейма» паспортизирован в 2012 году.
Но Сергей Вилков поясняет, что документ нуждается в корректировке. Есть неточности, губительные для памятника природы. В графических материалах паспорта указаны отдельные участки под благоустройство без расшифровки понятия, что дает большой простор для толкования этого термина.
«Заповедная природная территория должна охраняться, а не благоустраиваться!» – заявил Вилков, ратуя за исключение понятия «благоустройство» из паспорта.
Кроме этого общественники настаивают на включении с южной границы памятника 100-метровой береговой линии реки Ока, которая сейчас ровно настолько отодвинута на север. Это, опять-таки, простор для застройки, которая явно противоречит задачам сохранения памятника природы как среды обитания живности и растений, в том числе краснокнижных, и может лишить дзержинцев доступа к Оке.
Что касается проектной ООПТ «Сосновые леса», то здесь общественники в процессе паспортизации будут настаивать на расширении ее площади до 500 га.
«Если формировать паспорт четко по кварталам Дзержинского лесничества, то выпадает равноценная природная территория соснового бора. Целесообразно брать под защиту весь сосновый бор вместе с примыкающими к кварталам участками соснового леса», – считает Сергей Вилков. Если общественников услышат, то под защиту встанут большие участки леса в поселке Желнино. Кроме того, важно прописать охранный режим использования этой ООПТ. Фактически это запрет на продажу земель, вырубку леса, прокладку коммуникаций, проезд транспорта вне дорог, выпас скота и разведение костров.
Аналогичного расширения границ, по мнению общественников, заслуживает и проектная ООПТ «Дендропарк Дзержинского лесхоза». Задачи дендро- парка, как поясняет Сергей Вилков, это создание специальных коллекций растений для сохранения разнообразия и обогащения растительного мира, а также для научной, учебной и просветительской деятельности. Поэтому территория дендропарков, как правило, делится на экспозиционную, научно-экспериментальную и административную части.
«Очевидно, что создать полноценный дендропарк с полным набором функций на 16 га зарезервированной под проектную ООПТ экспозиционной части дендропарка будет невозможно», – считает общественник и настаивает на присоединении к проектной ООПТ территории питомника, за счет которой возможно создание научно-экспериментальной и административной зоны, которые в совокупности увеличат площадь дендропарка до 50 га. Предложения общественников планируются к обсуждению на комитетах Городской думы. «ДВ» обещает следить за развитием событий.
Вадим Щуренков