Алексей Тихомиров: Олимпийские надежды живут


 
– Какой самый памятный титул для вас из названных? (С этого вопроса началась наша беседа с Алексеем (теперь уже Алексеем Александровичем) Тихомировым.)

– Пожалуй, самым памятным турниром, в котором я участвовал, стало первенство мира среди кадетов 2000 года, которое прошло в США. Это были личные соревнования, на которые я был отобран во время состязаний в России. Никаких наград не завоевал, занял седьмое место. Но само участие стало для меня не просто интересным и захватывающим, а потрясающим событием.

А если говорить о турнирах, где отметился наградами, то в первую очередь назову чемпионат мира-2003 среди юниоров, проходивший в Италии. Так получалось, что до этого времени наши шпажисты в командном зачете не завоевывали медалей на таких соревнованиях. Мы стали первой российской командой, получившей награды на мировом уровне – серебряные медали. Такое не забывается.

И еще очень важна для меня медаль, завоеванная нашей командой на чемпионате Европы-2011. Мужская команда шпажистов очень долго не могла завоевать награды на европейском и мировом уровнях. За год до европейского чемпионата мы выступали на чемпионате мира в Англии, где были в шаге от медалей, заняв четвертое место.

Победа в командной борьбе очень нужна была нам, чтобы перестали поговаривать, что шпага у нас «такая-сякая».

И мы сумели взять «бронзу». Это было очень и очень здорово. Фехтовали мы дружной командой, в составе которой выходили на дорожку: Антон Авдеев, Павел Сухов, Сергей Ходос и я.

Не было с нами нашего великого чемпиона «всего на свете» Павла Колобкова, который сейчас занимает руководящий пост в министерстве спорта.
Но ребята доказали свою состоятельность на высоком уровне. Все они выступали на Олимпиаде-2016.

Вот начал вспоминать и чувствую, что каждый турнир, каждые соревнования оставили во мне какой-то неизгладимый след, свою «изюминку» и свою «боль».

– А вы как вообще пришли в фехтование?

– Дело случая. Меня, восьмилетнего мальчишку, заманил в фехтовальный клуб «Мушкетер» в 1991 году тренер, который жил по соседству. Будешь, говорил, ездить по стране, потом за рубеж, получать премиальные. И знаете, не обманул. Все так и получилось.

– У вас сразу дело пошло на фехтовальной дорожке?

– Далеко не сразу. Был даже такой момент, когда мне сказали, что ты сам занимайся, но и потихоньку набирай детей, учись тренерскому делу. Значит, не очень большие надежды как на спортсмена возлагали. Но упорство во мне было всегда. И повезло мне с моими тренерами. Один «заманил», к кадетскому турниру готовил, другой – Владимир Ефимович Цацкис – стал основным тренером, который вел меня по юниорскому, по взрослому пути. Большую роль в моем становлении и как спортсмена, и как человека сыграл наш общий наставник, директор спортшколы Сергей Александрович Щелоков. В каждый свой приезд в Дзержинск с учебно-тренировочных сборов я получал от него и заботу, и внимание, и, соответственно, наставления.

А к совету набирать своих учеников я прислушался. И в 1999 году стал заниматься со своими первыми ребятами. Так получилось, что как раз тогда ко мне пришла Виолетта Колобова и именно я стал ее первым тренером. Об этом мы с ней шутливо вспоминали недавно, когда она, бронзовый призер Олимпийских игр-2016, приехала в свою спортшколу на встречу с юными фехтовальщиками Дзержинска. И как мы договорились, наше творческое содружество будет продолжено.

– Сейчас вы, покинув сборную команду страны, вернулись, по сути, в родной коллектив. Как вас проводили из сборной и как встретили в родных стенах?

– Проводов каких-то не было. Ребята напутствовали: возвращайся. Я им ответил, что еще встретимся на фехтовальной дорожке. Действительно, все так же чувствую силы, хочу выступать и на чемпионате России, и на Кубке России. Сказал, что не буду терять связи и с наставником сборной Анжело Мациони, с которым у нас сложились добрые отношения. Опыт наших сборников, наставников, конечно, пригодится.

А в школе встретили очень хорошо.

У меня уже есть группа, с которой занимаюсь. Мы решили совместно работать со Светланой Валерьевной Флегинской, чемпионкой Европы среди молодежи (тогда она носила фамилию Королева). Она будет больше уделять внимания тренировкам девочек, я – мальчиков.

– У вас начинается новый этап в жизни. На что нацелены, если не секрет? Чему хотите в первую очередь научить своих воспитанников?

– Секретов нет, нацелен добиваться самых высоких результатов. Прошел большую школу в сборной не только как спортсмен, многое почерпнул из арсеналов тренеров сборной команды страны. Это, надеюсь, поможет моим ученикам добиться того, к чему стремился я сам – стать участниками олимпийской сборной страны. И не просто стать олимпийцем, а бороться за награды. Чувствую себя в тренерской работе, как в боевом строю.
 
Леонид Песиков