Никоненко не стал московской шпаной

Дзержинское время

Сергей Петрович Никоненко относится к такому типу актеров, которых как будто знаешь всю жизнь, как будто в детстве жил с ним в одном дворе или встречал во время каникул в деревне у бабушки. В его фильмографии почти две сотни ролей: телохранитель в популярнейшей картине 90-х «Классик», обаятельный городской чудак Николай Николаевич в фильме «Елки-палки», полковник Гордеев, он же «Колобок» в сериале «Каменская». Да разве все перечислишь. А сколько картин поставил сам Никоненко… Словом, когда стало известно о приезде в Дзержинск труппы московских артистов со спектаклем «Западня», сомнений о том, кого пригласить на интервью, не возникло. К тому же Сергей Петрович довольно легко согласился на встречу. И это несмотря на то, что свободного времени в Дзержинске у него практически не было, а за плечами была неделя непрерывных гастролей. Кино вчера и сегодня – Сергей Петрович, вы хорошо помните свою первую роль в кино? – Да, конечно, это была роль в фильме «Сердце не прощает», который был снят в 1961 году. Я тогда только закончил первый курс института, кто-то нашел мой телефон, мне позвонили и пригласили. Все было достаточно просто. В принципе можно было и не сниматься в этом фильме, но уж очень хотелось попасть в кино. Там я познакомился с прекрасными актерами, такими как Николай Крючков, Михаил Пуговкин, Зоя Федорова. – То есть впечатления от первой киноработы были приятными? – Да, конечно. Плюс еще съемки были в Ялте, я впервые попал на море, первый раз летел туда самолетом. Там все было в первый раз. – В своих фильмах вы часто играете провинциалов, да и место действия ваших фильмов, как правило, это маленький городок. Как вам, человеку, который родился и всю жизнь прожил в Москве, удается создавать такие точные образы? – Вы понимаете, что если говорить о таких провинциалах, как, например, Сергей Есенин, который родился под Рязанью, то он был очень светским человеком. Ему нравилось элегантно одеваться, быть чистым. Если брать другие роли, о которых вы говорите, то вспоминаются одни из первых работ, особенно в фильмах Герасимова «Люди и звери» о моряках, жителях Севастополя. В фильме «Журналист» я играл редактора провинциальной газеты, но ведь хороший журналист – он и на периферии профессионал, а плохой – он и в Москве плохой. Если у меня получались эти образы, значит, действительно удавалось что-то уловить. Кстати, несмотря на то что я действительно вырос в Москве, у меня очень много деревенских впечатлений. Каждое лето на каникулы родители увозили меня в деревню, где я сливался с местными ребятишками, вместе с ними помогал взрослым на сенокосе, ходил в ночную с лошадьми. И, конечно, я помню людей, которые мне там встречались – это были очень яркие характеры и, возможно, какие-то их черты придавал своим героям. – Кстати, вы упомянули о фильме «Журналист». Если я не ошибаюсь, то эту картину показывали впервые много лет назад, а потом она на экране больше не появлялась. Расскажите, пожалуйста, о ней. – Этот фильм создавал выдающийся режиссер и педагог Сергей Герасимов. В своих фильмах он всегда проповедовал добро. Вторая часть картины «Журналист» называется «Сад и весна», где сад – это человечество, а время, которое наступило, – это весна, когда добро расцветает буйным цветом. А себя он, наверное, ощущал садовником (смеется). Этот фильм действительно очень редко можно увидеть по телевизору, но найти в прокате можно. Я сам буквально недавно купил диски с этой картиной. – Вам посчастливилось сниматься и снимать кино и в советскую эпоху, и в современных условиях. Какое кино вам все-таки ближе? – Мне ближе всего талантливое кино. И тогда были и выдающиеся картины, и картины слабые. В 90-е годы, к сожалению, наши режиссеры слишком увлеклись западным кинематографом, да и сейчас еще нет-нет, да и выходят фильмы по западному образцу, например, «9 рота», «Остров». Не смог даже досмотреть эти фильмы до конца. Совсем другое дело, когда приходишь домой, включаешь фильм Чарли Чаплина, легкую музыку, и перед твоими глазами создается судьба человека, за которой хочется следить, за которую хочется переживать. В современном кино полным-полно агрессии, а я все-таки считаю, что назначение искусства – пробуждать в человеке человеческое начало. Снимают «Антикиллера», «Бригаду». О чем это? О том, что бандиты такие хорошие, что они умеют дружить между собой, могут даже влюбляться, при этом еще и живут хорошо, ездят на дорогих машинах… А какой ценой за это заплачено? Сколько сирот оставили эти бандиты? Об этом создатели фильма подумали? Нет, наверное, не подумали. Для них главное завоевать быструю популярность, получить легкие деньги, а дальше – трава не расти. Нет, хорошие фильмы сейчас, конечно, снимают, но очень мало. – А вы сейчас над чем работаете? – Я недавно закончил снимать 16-серийную картину «Аннушка» по сценарию Николая Лырчикова, который так же, как и я закончил ВГИК. Он написал очень интересную историю матери и дочери. Обеих героинь играет одна актриса – Мария Буравлева, молодая, талантливая артистка. В общем-то, все ребята, которые снимались в этом фильме, оставили у меня очень хорошее впечатление и уверенность в том, что у нас земля все-таки продолжает рожать талантливых людей. Музыку к этой картине написал композитор Евгений Крылатов. В фильме прозвучат три песни, которые, я уверен, уйдут в народ, потому что они сделаны в лучших традициях отечественной песенной культуры…

Марина Ипатова

Полный текст статьи читайте в газете “Дзержинское время” за 5 ноября 2009 года.