Дзержинское время

 
Гоголевского «Ревизора» можно без преувеличения назвать одним из рекордсменов по количеству театральных постановок и экранизаций. На сцене дзержинской драмы ранее он появлялся уже дважды, правда, было это еще в советские годы. И возможно, режиссер Андрей Подскребкин и не обратил бы своего внимания на эту по-хорошему «заезженную» историю, если бы не Игорь Тарасов – актер театра, который в этом году отметил свой 60-летний юбилей. Именно он убедил руководство театра, что время для «Ревизора» пришло, и, как сам он рассказал в недавнем интервью, попросился на главную роль в спектакле. Игорь Николаевич понял, что в свои годы наконец дорос до этого персонажа. И сейчас уже можно сказать, что ни главный режиссер, ни опытнейший актер труппы не ошиблись.
Однако надо признать, что мало было «дорасти» до роли Городничего одному актеру, для этого спектакля должен был созреть весь коллектив. Ведь в пьесе очень много персонажей и каждый из них настолько сложен и важен, что исполнителю даже, казалось бы, небольшой роли нужно было выложиться на сто процентов. Тем более было приятно наконец увидеть на одной сцене всех представителей, скажем так, старшего поколения труппы (Андрея Крайнюкова, Валентину Морозову, Татьяну Орлову, Ларису Шляндину, Валентину Губкину) и молодежь (Дениса Мартынова, Ивана Никулина, Екатерину Балунину, Артема Баранова, Павла Кузубова). В спектакле вообще была задействована вся труппа и даже работники других подразделений театра, в том числе и его директор Юрий Кислинский, который редко, но очень метко доказывает, что он еще и сильный актер, особенно когда речь идет о характерных ролях, как та, что он получил в «Ревизоре». Но об этом чуть позже.
В чем же секрет такой популярности и вечной «свежести» пьесы, которой, между прочим, уже больше 180 лет? Она близка нам потому, что отражает исконно национальные черты. Ведь чего русскому человеку не занимать, так это способности попадать в идиотские ситуации, а затем самому же до слез (а потом и сквозь них) хохотать над собой. Вот и хохочем, узнавая в гоголевских героях то себя, то своих знакомых, а чаще всего чиновников, с которыми периодически приходится встречаться.
Каким только не представал Городничий в сотнях театральных постановок раньше: у кого-то получался примитивный и грубый, лебезящий перед начальством самодур, у других – хитрый и изворотливый мошенник, у третьих – чуть ли не жертва обстоятельств, которому так и хочется посочувствовать. Городничий в исполнении Игоря Тарасова вобрал в себя практически все.Он и смешон, и противен, и одновременно даже трогателен и трагичен в своем слепом заблуждении. Кроме того, в исполнении Тарасова он не лишен некой интеллигентности и даже благородства. Не глуп, но самодоволен. Одним словом, он сложный, неоднозначный – это отличает его от всех остальных персонажей. Скажем, от Земляники, попечителя богоугодных заведений в исполнении Юрия Кислинского. Вот уж у кого на лице написаны «благородство» и «честность». Или, к примеру, смотритель училищ Лука Лукич Хлопов, которого сыграл Андрей Крайнюков, – жеманный, утонченный интеллигент, а по сути своей – такой же мошенник и льстец. Или судья Ляпкин-Тяпкин (Валентин Морозов) – трус из трусов, но единственный, кто позволяет себе хотя бы чуть слышно, но говорить правду о Городничем и его окружении. Вокруг них все время крутятся еще и два болтуна-помещика – Бобчинский и Добчинский (Артем Баранов и Павел Кузубов).
Отдельно хотелось бы отметить еще двух героинь, которые также прекрасно дополнили общую картину нравов городишки, где происходит действие. Это жена и дочка Городничего Анна Андреевна (Татьяна Орлова) и Марья Антоновна (Екатерина Балунина) – «яблонька» и «яблочко». Первая – самоуверенная, любопытная и весьма вольных нравов дамочка. Она то и дело появляется в неглиже. А что такого? Все же свои, стесняться в этом недостойном ее городишке некого. Вторая – глупая, как пробка, но такая же самодовольная особа.
И тут актрисам нужно было немало потрудиться, чтобы, изображая таких малосимпатичных дам, не скатиться в откровенную пошлость. На наш взгляд, им это удалось.
В общем, компания собралась весьма пестрая. На ее фоне даже, казалось бы, центральный персонаж, с которым и связана вся интрига, а именно Хлестаков (Денис Мартынов), остается как бы в тени. Этот молодой повеса из Петербурга и правда ничем не примечателен – ни статью, ни чином, ни умом. Вот только врет взахлеб, особенно в подпитии. И затуманенный страхом мозг Городничего и всей его свиты перестает отделять реальность от вымысла. Прозрение, увы, наступает слишком поздно.
Весь спектакль проходит в быстром ритме. Сцены сменяют друг друга, там постоянно  появляются новые персонажи, большую роль играет и массовка – всякого рода просители, пациенты больницы, народный хор. И несмотря на то, что на сцене практически постоянно находится огромное количество персонажей, нет ощущения путаницы и неразберихи. Наоборот, все передвижения актеров, их танцы, общение друг с другом точны и очень естественны. Благодаря этому продолжительный по времени спектакль смотрится очень легко, на одном дыхании.
Даже та вакханалия, которой заканчивается завтрак Хлестакова и компании в богоугодном заведении (а попросту говоря, попойка), выглядит вполне уместно. А как, интересно, должны вести себя люди и так не отличающиеся высокими нравственными устоями, да еще и перебрав с алкоголем? И давайте не забывать, что перед режиссером и актерами стояла задача не посмеяться самим и повеселить зрителей, а именно высмеять наши общие пороки. С порой грубыми намеками, шутками ниже пояса и ссылками на узнаваемых современных деятелей.
Что касается художественного оформления спектакля, то с одной стороны, декорации сделаны так, чтобы не отвлекать зрителей от действия, и весьма условны. С другой – они и создают атмосферу легкого бардака и неустроенности, одинаково присущее и коморке в трактире, где селится Хлестаков, и обшарпанной больнице, и площадке перед домом Городничего, где собираются обиженные и обделенные. Над всем этим царят залихватские народные песни, которыми развлекают заезжего инспектора девицы в красных сарафанах. Кстати, костюмы героев, скорее, являются выражением характера отдельного персонажа, чем исторической эпохи. На них можно увидеть и сюртук, и джинсы, и строгий костюм, и откровенно клоунский наряд.
Безусловно, найдутся люди, которые увидят во всем этом пресловутый «перебор». В Интернете, кстати, сейчас среди первых зрителей спектакля идут споры – кто-то в восторге от нового «Ревизора», кто-то увидел в нем слишком много пошлости и балагана. Нам же кажется, что такая полярность мнений – самая лучшая оценка для спектакля, которая говорит лишь о том, что он не оставил людей равнодушными. А значит, его, без сомнения, ждет долгая и насыщенная жизнь на сцене театра.
Как бы то ни было, театральный сезон открыт. Причем в этом году театр драмы одновременно распахнул двери как для взрослых, так и для юных своих зрителей. Уже на следующий день после первого показа «Ревизора» здесь состоялась премьера русской народной сказки в постановке Валентина Морозова «Финист – Ясный Сокол». И это, конечно, не последние сюрпризы, которые театр готовит для своих поклонников в этом юбилейном сезоне.
Марина Ипатова