10 лет назад
К счастью, многие горожане уже забыли, какой была ситуация в сфере горячего водоснабжения в Дзержинске в 2006 году, когда НКС только пришли в город. Горячая вода пропадала в кранах дзержинцев вместе с концом отопительного сезона и снова начинала течь чуть не в сентябре. Дзержинцы сидели без горячей воды по два-три летних месяца.
Утечки на сетях происходили постоянно – по 40 – 45 в сутки, коммунальные службы не успевали их устранять. Потери теплоносителя от Дзержинской ТЭЦ, которые утекали через дырявые трубы, составляли 200 – 250 тонн в час.
С приходом НКС ситуация буквально за два-три года кардинально поменялась. Сезонные отключения горячей воды стали производиться только на утвержденные законодательством сроки – не больше двух недель.
Первейшей задачей, которую пришлось срочно решать компании, стало уменьшение количества технологических отказов на сетях. Был выполнен огромный объем работ. Только за первый год Нижегородские коммунальные системы заменили около 30 км ветхих труб. Утечки на сетях по сравнению с показателями 10-летней давности снизились более чем вдвое. В два раза в течение первых лет работы НКС удалось снизить и аварийность – с 700 до 350 случаев в год.
Другой заботой НКС в первые годы работы в Дзержинске стало восстановление циркуляции в системе горячего водоснабжения.
В середине 2010-х около трети сетей в городе были смонтированы без циркуляции. Как следствие, обитатели наших многоэтажек, открыв кран горячей воды, долго ждали, пока сольется холодная и пойдет, наконец, горячая вода. Потери несли ресурсники, теряли деньги и сами жители (счетчики учета воды научили людей ценить каждый пролитый кубометр). Эту ситуацию удалось исправить. Причем большинство работ компания вела и продолжает вести хозспособом – используя возможности и опыт своего рабочего персонала.
Удачи и задачи сегодняшнего дня
Пять лет назад, в 2011 году, кроме десятков километров и 36 квартальных теплопунктов НКС взяли в управление магистральную тепловую сеть Дзержинской ТЭЦ. Персоналу компании, который привык работать с трубами меньшего диаметра, пришлось быстро осваивать новые сложные задачи. Справились.
В последние несколько лет Нижегородские коммунальные системы воплотили в жизнь очень важный для города инвестпроект – прошла автоматизация 28 из 36 обслуживаемых центральных теплопунктов. На них были заменены насосы и запорная арматура. Автоматика и современное оборудование позволяют выдерживать и варьировать различные параметры теплоносителя, быстро и качественно выявлять утечки и порывы, и соответственно, сокращается время их устранения.
Большую работу провели специалисты НКС, чтобы повысить качество горячей воды для горожан. Два-три года назад у жителей некоторых микрорайонов из кранов горячей воды стала течь устрашающего вида струя. Ее «раскрашивала» ржавчина – следствие повышенного содержания железа в исходной холодной водопровод-ной воде. Чтобы исправить положение, на самых проблемных ЦТП были установлены системы специальной водореагентной подготовки. В НКС отказались от использования на сетях ГВС металлических труб, перейдя на полипропилен и другие современные полимерные материалы. Эти шаги заметно повысили качество ГВС.
Сегодня НКС – это стабильная и развивающаяся компания, в которой трудятся 250 человек.
Планы на завтра
По словам технического директора АО «НКС» Алексея Семянова, главная задача компании – чтобы аварийность на сетях ГВС и теплоснабжения в городе стремилась к нулю. Очевидно, что для этого нужно активно менять, перекладывать внутриквартальные и магистральные сети. К сожалению, собственник – муниципалитет – средств на эти цели выделяет очень мало. В 2016 году, например, на ремонт сетей из бюджета выделили вдвое меньше средств, чем в 2015 году. Тем не менее НКС подготовили город к отопительному сезону хорошо. Тепло в большинство домов пришло быстро, без аварий. Вообще специалисты НКС за 10 лет научились работать быстро и эффективно.
В планах – модернизация и автоматизация еще восьми ЦТП. Разрабатывается очень интересный для города проект, который позволит закольцевать сети от Дзержинской ТЭЦ с помощью строительства 3-го тепловывода. Это значительно повысит надежность системы отопления в целом и заметно снизит затраты на тепло для всех дзержинских потребителей. Такой проект озвучивался еще лет 10 назад, но тогда его заморозили из-за недостатка средств. Сегодня он снова актуален, и специалисты филиала «Т Плюс», в который входит НКС, работают над инвестпрограммой, которая позволит реализовать эту идею в современных условиях. Есть у НКС и другие полезные для города планы и предложения.
Алексей Семянов,
главный инженер – технический директор НКС:
Татьяна Кузнецова