Юридический аспект
Первое, с чего следует начать, это сразу же ответить на вопрос: находится ли тема герба в плоскости юридической? Те, кто с самого начала выступал за уничтожение исторического герба и его замену на «эмблему «УАЗа», постоянно ссылались то ли на требование злой прокуратуры, то ли на предписание, выданное той же прокуратурой. На самом деле никакого (то есть ВООБЩЕ никакого) предписания или требования от прокуратуры не исходило, как и из какого-либо иного органа, невыполнение которого влекло бы санкции или наказание со стороны прокуратуры. Так что же было?
Прокуратура, согласно своим обязанностям, всего лишь перечислила нормативно-правовую базу (устав города, положение о геральдическом регистре и порядок регистрации) и сделала вывод о том, что органы местного самоуправления (на тот момент в лице главы города Чумазина) не могут предоставить информацию о гос. регистрации существующего (исторического) герба, поскольку уставом Дзержинска не определен орган, который отвечает за регистрацию официальных символов города. Далее предлагается (именно ПРЕДЛАГАЕТСЯ, а не требуется) дополнить устав города положением, которое предусматривало бы наличие такого органа. После чего в устав города и были внесены те изменения, которые,
с одной стороны, надолго «посади-ли в лужу» наше руководство, а с другой – все же (надо отдать должное) оперативно решили вопрос с прокуратурой. Какой ценой это было сделано – вопрос отдельный.
С тех пор у прокуратуры не возникало (и не могло возникать) претензий к существующему гербу, требований по его обязательной регистрации или чего-то, на что так любят ссылаться дзержинские чиновники. Делают они это осознанно или просто не понимают фундаментальной сути вопроса – пусть каждый решает самостоятельно.
Итак, фиксируем исходный тезис: на данный момент с юридической стороны ничто не препятствует использованию исторического герба как символа города Дзержинска.
Когда отрицать отсутствие претензий со стороны прокуратуры становится совсем глупо, в ход идут другие аргументы, например, якобы требование геральдического совета при президенте РФ, а также указы этого самого президента. Но дело в том, что геральдический совет не может ничего требовать от органов местного самоуправления. Несмотря на пафосное название, это ОБЩЕСТВЕННАЯ организация, которая наделена правом одобрять или не одобрять представленные к регистрации гербы муниципалитетов. Что касается указа президента, то, опять же, идет подмена понятий. Органы МСУ обязаны регистрировать официальные символы. Именно официальные. Если символ не носит характеристики «официальный», то никаких обязательств по регистрации он не несет. При этом вопрос о том, иметь официальные символы или не иметь, решает только МСУ.
Также необходимо сказать о том, что у народа есть вполне конкретное мнение, выявленное не только в ходе интернет-опросов, но и на улицах города. Суммарное количество жителей, выступающих за сохранение исторического герба (в том или ином статусе), достигает 70 – 75%.
Игнорировать их мнение в данном случае – не только плевок в лицо дзержинцам, но и выстрел себе в ногу. Большинству этот герб дорог не потому, что символизирует советскую историю города (а другой у Дзержинска нет), с которой они, возможно, и не полностью согласны. Есть ряд других причин.
Концептуальный и метафизический аспекты
Прежде всего, исторический герб ассоциируется с былым величием химического гиганта. За прошедшее после развала Советского Союза время не сделано ничего, что могло бы покрыть хотя бы десятую долю того, что за четверть века делало то руководство города, находясь в куда более строгих рамках. Власти в СССР потребовалось (начиная с Хрущева) 40 лет, чтобы полностью дискредитировать себя и систему. Современные менеджеры справились с этой задачей за 2 года.
Для тех, кто атакует герб, сам этот герб – не более чем нагромождение графических элементов, совокупность которых, с точки зрения руководителя геральдического совета и его ближайшего окружения, гербом не является. Это всего лишь нечто вроде логотипа фирмы, который, в случае чего, можно и подкорректировать, провести эдакий «ребрендинг» на уровне местного самоуправления. Эти люди, вероятно, не вкладывают никакого содержания в исторический герб Дзержинска не потому, что они отрицают это содержание, а потому, что они его просто не видят, не чувствуют и не переживают по-настоящему. Чудовищная неспособность понимать предельные основания в гербах, наградах (тот же «Почетный гражданин») и прочих вместилищах духа истории – это не просто характерная черта людей, наделенных властью, с молчаливого согласия которых все уничтожалось в 90-е. В те времена это, вероятно, являлось еще и главным требованием при трудоустройстве.
Но что же такое герб для тех, кто его защищает? Лично для меня советские гербы – это воины. Воины истории, которые присягнули когда-то ее защищать, но, в отличие от тех, кто сейчас эти гербы уничтожает, своей присяге не изменили. Они держат оборону, иногда погибают в боях, иногда побеждают. Успех в этой вой-не определяется не количеством уничтоженных сил противника, а количеством умов, вставших на ту или иную сторону.
Туз в рукаве
Когда все аргументы либо обличены как несостоятельные, либо опровергнуты как очевидная ложь, из рукава, словно пятый туз, появляется последний аргумент. Да, ничто не мешает пользоваться историческим гербом как символом, не используя слово «официальный». Да, есть три четверти населения Дзержинска, которые хотят сохранить исторический герб в том статусе, в котором это возможно, поскольку они видят в нем идеальное содержание. Но зарегистрировать новый герб, оказывается, все равно необходимо, потому что если этого не сделать, то будет… несолидно! Да-да, именно «несолидно». Когда простой житель слышит этот финальный, можно сказать «козырной» аргумент, то у него вполне естественно возникает ряд вопросов о том, что еще считать несолидным? Быть может, несолидно уничтожать общественный транспорт или отбирать у детей из малообеспеченных семей еду (школьные завтраки)? Или, быть может, несолидно сносить фонтаны и ставить на их месте магазины обуви? Уверен, список подобных вопросов каждый сможет продолжить самостоятельно.
В сухом остатке
Итак, на данный момент ничто не препятствует тому, чтобы сохранить исторический герб Дзержинска, а вместе с ним историческую память и славную историю города. Единственная причина, по которой чиновники продолжают яростно нападать на исторический герб, – это желание сохранить лицо. Совершенно очевидно, что если вдруг выяснится, что вся эта история не более чем полное отсутствие политической воли с примесью непрофессионализма, то предыдущая (да-да, именно предыдущая) власть будет выглядеть как люди с вполне конкретным диагнозом из области психиатрии. Очевидно это и для власти нынешней, которая по понятным причинам пытается не поссориться с предыдущей. С другой стороны, можно предположить, что внутренне нынешняя власть прекрасно понимает, что от нее ждет простой народ, и даже (о, ужас!) разделяет мнение этого народа.
Остается лишь надеяться, что здравый смысл возобладает и глава города Сергей Попов в историю войдет, а не вляпается, как предыдущие руководители.
Алексей Пономарев