Речь идет о работе экспертов Торгово-промышленной палаты Дзержинска (акт экспертизы № 0750000034), которые исследовали техническое состояние рельсовой инфраструктуры спустя полгода после остановки трамвая. Красно-белые вагоны в городе химиков, как известно, остановились 18 декабря 2015 года, а специалисты ТПП «исследовали вопрос» с 26 по 27 мая текущего года.
«Если судить по акту, то вся трамвайная инфраструктура приведена в негодность, – заметил председатель Общественной палаты Дзержинска Виктор Сопин. – На это же упирали и руководители города, когда принимали решение о закрытии трамвайного сообщения. Ощущение такое, что эксперты подогнали свои выводы под официальную, но расходящуюся с действительностью версию властей». В этой связи Виктор Федорович попросил инициативную группу «Дзержинцы за общественный транспорт», которую возглавляет также член ОП Андрей Блохин, проанализировать выводы экспертов ТПП. И что же насторожило общественников?
Они обратили внимание на квалификацию эксперта Нины Ананьевой, которая имеет богатый опыт в проведении товароведческих, а не технических экспертиз. Вместе с госпожой Ананьевой в экспертизе участвовали главный инженер МУП «Экспресс» В.И. Макаров и начальник службы организации пассажирских перевозок предприятия О.В. Шолохова. Другие специалисты к исследованию не привлекались, что, по мнению Блохина, ставит под сомнение его непредвзятость. К слову, именно МУП «Экспресс» и оплатило работу ТПП в качестве заказчика.
Общественники также обратили внимание на методы, которыми пользовались эксперты.
В частности, в акте указаны органолептические – визуальный, осязательный, обонятельный, вкусовой, которые применяются в товароведческой экспертизе, но никак не соотносятся с инженерно-техническими исследованиями. «Мы так до сих пор и не понимаем, с какой стороны эксперты пробовали рельсы на вкус», – иронизирует в этой связи лидер инициативной группы.
Что касается инструментального контроля, то и здесь экспертиза оказалась незамысловатой. В качестве основных орудий использовалась пятиметровая рулетка и обыкновенный штангенциркуль. Придираясь к мелочам, можно заметить, что сведений о поверке этих инструментов в акте ТПП не представлено, что уже дает право усомниться в достоверности измерений.
Выяснилось также, что эксперты ТПП оценивали состояние рельсового полотна на всем протяжении маршрутов № 4 и 5, но лишь визуально, а инструментами пользовались выборочно, на некоторых участках. При этом участки «снятия количественных характеристик» в акте экспертизы не указаны. На этом основании общественники делают вывод о субъективности оценки экспертов ТПП по всем показателям.
«Учитывая, что по факту госпожа Ананьева оценивала техническое состояние не всего трамвайного полотна, а лишь отдельных его участков, то на участки, признанные, по мнению эксперта, неудовлетворительными, распространяются Правила технической эксплуатации трамвая (ПТЭ), а именно пункт 5.5.16», – объясняет Андрей Блохин.
Конкретно этот пункт предусматривает ограничение скорости (до 3-х суток) или закрытие движения для ремонта аварийных участков. Нормы ПТЭ не содержат требования об упразднении трамвайных маршрутов, а тем паче полного прекращения трамвайного сообщения, утверждают общественники.
«Экспертиза состояния трамвайных путей проведена не в полном объеме, с использованием несоответствующих методов и неповеренных инструментов. Результаты экспертизы недостоверны», – резюмирует Андрей Блохин.
Чтобы убедиться в правоте своих выводов, общественники проконсультировались со специалистами муниципального предприятия «Нижегород-
электротранс». Опытные коллеги из областного центра согласились с выводами инициативной группы. «Представленные в акте экспертизы отклонения от нормативных значений устранимы в порядке текущего обслуживания и ремонта трамвайных путей. Все указанные неисправности трамвайного пути устраняются и не являются критическими», – резюмировали практики с многолетним опытом эксплуатации электротранспорта.
Члены Общественной палаты также сошлись во мнении, что администрация Дзержинска не имела права использовать экспертизу ТПП в качестве основы решений о ликвидации и невозможности возобновления трамвайного движения. При этом общественники не стали ограничиваться раздачей оценок, а направили обращение в МП «Нижегородэлектротранс» с просьбой официально оформить свою позицию по выводам дзержинской ТПП о критическом состоянии трамвайной инфраструктуры.
Чтобы возродить трамвай в Дзержинске, эта бумага уже вряд ли чем поможет. МУП «Экспресс» оперативно освобождает город от рельсов и контактных проводов. Однако такой документ явно пригодится для оценки правомерности управленческих решений. Ведь в перспективе Общественная палата намерена обратиться и в правоохранительные органы. Но радоваться тому, что очередной мелкий клерк из администрации города сядет на скамью подсудимых, не стоит. Однако интерес правоохранителей к транспортной тематике может предостеречь власти от следующего неосторожного шага – остановки троллейбуса, которая также висит дамокловым мечом над городом химиков.
Вадим Щуренков