Секрет Учителя – просто любить детей


 

Хотела быть учителем с детства


На выбор жизненного пути будущего педагога, как это часто бывает, повлияла ее первая учительница. Антонина Григорьевна родом из деревни Новокосцы Владимирской области, в школу ходила в соседнюю деревню. Дорога занимала целых 4 км, а потому иногда по весне, когда разливались реки, учительница оставляла девочку переночевать у себя и даже доверяла проверку тетрадей.

«Мне это очень нравилось. Конечно, оценки я сама не ставила, просто смотрела, есть ли ошибки, но тем не менее с детства чувствовала, что это мое. Наша учительница жила прямо при школе, порой на обед ей нужно было сбегать домой, тогда она оставляла меня за старшую. Ребятишки всегда тянулись ко мне, я любила с ними заниматься. Семилетку заканчивала уже в другой деревне, но и там учителя меня привечали. Так что даже сомнений не было, куда поступать дальше», – вспоминает о тех временах Антонина Григорьевна.

Педагогическое училище девушка заканчивала в Вязниках, выбрав в качестве специализации начальные классы. И это неудивительно. Все, кто знакомы с Антониной Григорьевной, сразу бы поняли, почему. От нее веет сердечной теплотой, материнской нежностью и заботой, смотришь на нее и сразу понимаешь: только такой и должна быть первая учительница, именно ей по силам привить совсем еще юным школярам любовь к учебе и уважение к преподавателю.

В училище у Антонины Аржановой сразу появились две лучшие подруги – Клавдия и Елена. По выпуску они втроем отправились трудиться в село Никулинское.

«Мы и работали, и жили вместе. Сразу наладили хорошие отношения с учениками. Старшеклассники нам самим были чуть ли не ровесники, так что мы порой вместе гуляли, катались на лыжах, – рассказывает Антонина Григорьевна. – Все было хорошо, пока не грянула война. Умерла мама, папа остался один в деревне, брат ушел на фронт, тогда я поехала домой. Через несколько дней вдруг вызывают в сельсовет, говорят: «Выбирай: или на трудовой фронт пойдешь, или на настоящий». Тогда я и ответила, что приехала на несколько дней всего, а скоро уезжаю работать в Дзержинск. Так и получилось, что с папой осталась наша родственница, а я в 1942 году оказалась у сестры в Дзержинске и пошла работать во вторую школу.»

Первые шаги во второй


Не сразу все просто складывалось. Вначале места для учителя в школе не нашлось, Антонине Григорьевне предложили временно побыть секретарем и счетоводом. Она согласилась, выбора-то особо не было. И только спустя полгода, когда одна из учительниц вышла на пенсию, получила свой первый класс. В те годы школа № 2 была женской и располагалась в самом центре города.
 
Встреча участников в поездке в Ленинград во дворе школы № 2, 1 сентября 1956 г.

«Никогда не забуду, как мои девочки-ученицы предложили собрать свои обеды и отправить на фронт. Им же выдавали ежедневный паек – когда полбулочки, когда пряничек, да по 10 граммов сахара. Вот они однажды и обратились ко мне, сказали: давайте чья-нибудь мама все это засушит и посылку пошлем бойцам. И все сами, никто их к этому не подталкивал. В госпиталь тоже мои девчоночки ходили, концерты устраивали, помогали раненым писать письма родным. Вот такие были золотые детки. Мой муж до сих пор называет их нашими дочками», – с улыбкой говорит Антонина Григорьевна.

В школе № 2 тогда преподавали настоящие асы, было у кого поучиться. Антонина Григорьевна делится воспоминаниями о той поре. Несмотря на военные и послевоенные трудности, люди жили полной жизнью, радовались, смеялись. «А какие интересные мы мероприятия устраивали! Серьезно подходили к внеклассной работе и к общению с учениками. Как-то раз был у нас на Новый год костюмированный бал. И школьники, и учителя пришли в образах героев. Одна преподавательница была у нас цветочницей, эх и красивый надела наряд! Я же, помню, пришла как Алеко – герой поэмы А.С. Пушкина «Цыганы». У меня были сапожки, кинжал, все, как полагается. До утра тогда музыка гремела. Часто мы устраивали и школьные спектакли, и утренники.»

В 50-х годах прошлого века мужские и женские школы объединили. На вопросы, изменилось ли от этого что-то, стало ли тяжелее, Антонина Григорьевна отвечает, что ничуть, с мальчишками она также быстро нашла общий язык. Ее ученики всегда были дружными и воспитанными ребятами. Среди фамилий выпускников Антонины Аржановой немало известных: Михаил Сеславинский – российский государственный и политический деятель, исследователь книжной культуры, библиофил; Сергей Калинин – профессор радиофака университета им. Лобачевского; Татьяна Мелендина – актриса дзержинского театра драмы; Елена Мизгунова – почетный химик; Ольга Осипова – уважаемый соцработник и многие-многие другие.

Любить детей, любить людей


Школе № 2 Антонина Григорьевна посвятила больше тридцати лет, проработав здесь с 1942 по 1975 год, побывав за это время в двухгодичной командировке в ГДР. Наверняка вы удивитесь, посчитав, каков же тогда возраст нашей героини. И это не секрет – 95.
 
В классе

Она все также бодра духом и ведет активный образ жизни, заботится о правнучке, увлекается кулинарией. К слову, есть даже специальный выпуск газеты «Скатерть-самобранка» с рецептами от Антонины Аржановой.

Со своим мужем Леонидом Семеновичем они в браке ни много ни мало уже 60 лет, и за эти годы любовь их только окрепла. До сих пор они с радостью встречают тех первых учениц сороковых, которые часто звонят, а по возможности, приходят в гости к своей любимой учительнице.
«Любовь к детям и к своей работе – вот, что главное в профессии педагога», – уверена Антонина Григорьевна, и мы с ней абсолютно согласны. Долгих вам лет жизни и здоровья, Учитель!
 
Ксения Жульнова