Дзержинское время

 
Эта новость важна и очень показательна и для дзержинцев. Поскольку наш город можно смело записывать в список тех муниципальных образований региона, где капремонт проваливается уже два года подряд с особенным треском.

Отставка Протасова в связи с переходом на другую работу – явная отговорка. Скорее всего, причина намного серьезнее и глобальнее – явные системные сбои в работе самого фонда. С 2014 года, когда была создана эта организация в Нижегородской области, наладить работу должным образом никак не удается. К фонду и его руководителю высказывается масса претензий. Справедливости ради, прошерстив Интернет, можем сказать: подобная ситуация сложилась практически по всей России. За последний год уволились сами или отправлены в отставку руководители аналогичных фондов в десятках российских регионов – Саратовской, Курганской, Екатеринбуржской, Мурманской, Ленинградской областях, Пермском крае и других. Во всех случаях, как и на Нижегородчине, руководителям ставили в вину срыв программ капремонта, слишком позднее проведение конкурсов и отвратительное качество проведенных работ. Такая «эпидемия» отставок может означать только одно – хромает сама созданная в стране система капремонта, в том числе из-за отсутствия отлаженной работы региональной и федеральной структур. Возможно, она просто не продумана и происходящее – признак того, что система проходит опробацию и отладку в процессе, так сказать, всероссийского эксперимента. Жестокого и очень дорогого для жителей, в котором они потеряют в любом случае: будут ли платить 30 лет за гипотетический капремонт своего дома или уже попались в ловушку «капремонта», и открытые зимой кровли и текущие с потолков снежно-ливневые потоки стали элементом их повседневной жизни (а после такого «ремонта» им придется еще 30 лет платить по счетам.

Но все же есть надежда, что после нескольких лет «опытных испытаний» процесс капремонта в регионах пойдет проще, быстрее, качественнее.
Есть вариант и похуже, впрочем, если созданная система капремонта изначально была порочной и нежизнеспособной. Не зря многие аналитики в процессе обсуждения называли ее глобальной финансовой пирамидой. Самое плохое здесь то, что граждане-собственники практически не могут повлиять ни на перечень работ, ни на их стоимость, ни на выбор подрядчиков. Независимо от реального состояния дома и от желания собственников обязательные платежи аккумулируются в региональных фондах, а затем направляются тем подрядчикам и на ремонт тех домов, которые указывают чиновники. В Дзержинске, например, уже не раз задавался вопрос: почему в краткосрочной программе капремонта стоят некоторые дома 60-80-х, а не 40-х годов постройки? Ответ есть, но он абсолютно никого не удовлетворяет.

Честно говоря, на сегодня работа фондов капремонта сильно напоминает этакую неподконтрольную никому деятельность новоявленных кредитных организаций. Введение регулярных обязательных платежей без четких встречных обязательств со стороны «сборщиков» – куда как удобно: деньги собрали, капремонт не сделали, а тот, что сделали, уже переделывать нужно, снова деньги собрали. А если не получается – некоторые «переходят на другую работу», остальные продолжают начатое дело.
 

Только факты

• В региональной программе участвует свыше 24 тыс. домов.

• В 2015 году в Нижегородской области отремонтировано 226 многоквартирных домов при плане в 600. Общая сумма вложенных средств составила около 500 миллионов рублей. При том что в фонд от населения поступило почти 1,7 млрд руб.

• Согласно информации, собираемость взносов за капремонт в 2016 году в регионе достигла 80%. Объем капитальных вложений на ремонт МКД в 2016 году составил порядка 3,27 млрд руб., в том числе 1 млрд – за счет средств, собранных в 2015 году. Тот же Сергей Протасов незадолго до нового года заявлял, что в плане выполнения программы капремонта Нижегородская область опережает среднероссийские показатели в полтора раза. При этом процент выполнения годового плана капремонта в Нижнем Новгороде, например, около 50%. По Дзержинску этот показатель и того меньше, и наших жителей не слишком радует, что в целом по России картина хуже.

• Много нареканий высказывалось к региональному фонду капремонта со стороны депутатов Законодательного собрания Нижегородской области и Думы Нижнего Новгорода, а также надзорных органов. В 2016 году прокуратура Нижегородской области судилась с правительством Нижегородской области из-за постановления, которое давало фонду МКД право заключать контракты с подрядчиками, не имевшими, по мнению ведомства, законной возможности участвовать в торгах. В прошлом же году на несколько месяцев затянулась еще одна судебная тяжба – нижегородское управление ФАС вмешалось в процеду-ру торгов по определению подрядчиков по региональной программе замены лифтов, признав аукционы фонда неконкурентными, и участники процесса до сих пор спорят в судах.

Елена Бахтина