Малая Родина


Он прошел немецкие лагеря смерти – Освенцим и Бухенвальд. Без связи с Родиной, опухший от голода, раненый, больной, но непокоренный в нечеловеческих условиях плена, он сохранил Звезду Героя. Побеги, побои… Выстоял! Победил капитан Ситнов! Сохранил Звезду Героя … за щекой. И откуда такая стойкость? Перелистаем страницы биографии. В прошлом многолюдное село Сыресево, где родился Валентин, ныне деревенька с десятком жителей в Дивеевском районе Нижегородской области. На возвышении – древний храм в честь иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость» постройки начала позапрошлого века. Здесь жили деды и прадеды Ситнова. 5 декабря 1918 года в семье Георгиевского кавалера Егора Степановича и Марии Тимофеевны появился на свет будущий Герой.

Незаметно летели годы: не успел оглянуться, как окончил Валентин школу-семилетку. В свои пятнадцать лет выглядел ладным, коренастым, силой Бог не обидел, внешность приятная, голова на плечах – справный парень. Без его заливистой гармошки ни одно гулянье в селе не обходилось. Как-то односельчанин Иван Климов, прибывший к родителям на каникулы, рассказал парням и девчатам о молодом городе Дзержинске на Оке. Его слова запали в душу Валентину. Хлопец принял твердое решение: учиться в Дзержинском химическом техникуме
им. Красной Армии.

В 1932 году Валентин впервые увидел Дзержинск.

Позвало небо


Учеба в техникуме подростку давалась легко. После занятий спешил в Дзержинский аэроклуб им. Каманина. Здравствуй, детская мечта о небе! Вот они – живые, настоящие самолеты, с двигателями, с винтами, готовыми в любой миг ожить, закрутиться и слиться в один звенящий круг. На аэродроме пахло бензином, авиационными маслами – настоящие запахи покорителей неба.

Месяцы занятий – и долгожданный день наступил: его послушный «У-2» плыл над лентой Оки, набирая высоту. Победно и ровно гудел на больших оборотах мотор. Положенный набор действий в небе выполнил на «отлично»!
Полк АДД получает задание на бомбардировку объектов врага. 1942 г.

В Дзержинске Валентин окончил химический техникум и одновременно аэроклуб. В 1938 году его призвали на действительную службу в Красную Армию и направили учиться в Энгельсскую военную авиационную школу летчиков, где он прошел подготовку летчиков-бомбардировщиков.
Ситнов будто родился летчиком, горел, жил небом, тонко чувствовал самолет, понимал его. Особенно двигатель – он был для него не только сердцем машины, а почти что собственным. В 1939-м успешно окончил летную школу и в том же году участвовал в советско-финской войне 1939-1940 годов. В составе авиационного подразделения действовал против белофиннов на Карельском фронте, совершив 30 боевых вылетов на объекты противника, за мужество, героизм был удостоен первой в своей жизни награды – ордена Красной Звезды.


Служба и война


В 1940 году Ситнову исполнилось двадцать два. К тому времени он уже был женат, у молодых супругов родился первенец – сын Валерий. Валентина Егоровича перевели на службу в Крым в авиацию дальнего действия Южного фронта. Незадолго до начала войны он переправил туда свою семью. Но фашисты стремительно наступали, и полку бомбардировщиков пришлось оставить Крым, а жену с сыном Ситнов отправил назад к отцу и матери в Сыресево.

В течение зимы 1941-1942 годов 21-й бомбардировочный полк сменил несколько аэродромов. Несмотря на постоянные перебазировки, на бомбежку тылов противника, вылетали регулярно – каждый день, часто не по одному разу. К августу 1941 года Ситнов уже капитан – заместитель командира эскадрильи 21-го бомбардировочного авиационного полка. До этого он совершил не один десяток боевых вылетов (в том числе ночью) на бомбардировку важных военных и промышленных объектов противника в его глубоком тылу, нанеся врагу значительный урон.

Подвиг


27 сентября 1941 года немецко-фашистские орды группы армий «юг» перешли в наступление с задачей захватить Донбасс, Крым, выйти на Северный Кавказ. Но войска Южного фронта под командованием генерала Я. Т. Черевиченко закрыли врагу ворота на Кавказ. На поддержку стеной встала авиация.

Летчики АДД наносили бомбовые удары по тылам, по скоплениям войск немцев и румын. В воздушных налетах с целью уничтожения запасов нефти в Плоешти, моста через Дунай участвовал и экипаж тяжелого бомбардировщика «ДБ-3» под командованием капитана Валентина Егоровича Ситнова. Успешно выполнил очередное задание экипаж: от бомбового удара вспыхнули пожары, были полностью разрушены заводские корпуса, уничтожены цистерны с горючим, нефтебаки, склады. Гигантское зарево на нефтеперегонном заводе продолжалось трое суток.

За два года Валентин более двухсот раз отправлялся на опаснейшие боевые задания. Шесть раз его подбивали, машина горела в воздухе, ему приходилось сажать самолет, имея ранения. Однако везло командиру: его бомбардировщик дотягивал до родного аэродрома. За успехи в разгроме врага под Плоешти группа пилотов АДД, среди которых был и Ситнов, была представлена к награждению орденами Ленина, Красного Знамени.
 
Однако военный совет, ознакомившись с боевой работой летчиков и оценив результаты, вынес заключение: «Достойны высшей правительственной награды – Героя Советского Союза». Указом Президиума Верховного Совета СССР от 20 июня 1942 года за образцовое выполнение боевых заданий командования на фронте борьбы с немецко-фашистскими захватчиками и проявленные при этом мужество и героизм капитану Ситнову Валентину Егоровичу присвоили звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали «Золотая Звезда» (№ 612).

А в октябре 1942 года его вновь представили к награде. Спустя время после вручения он пишет родным в Сыресево 7 января 1943 года: «Дела мои или, вернее, моя работа идет хорошо, подтверждением тому служит новая награда, о которой вы уже, наверное, слышали. Меня наградили еще орденом Красного Знамени, поэтому я вас поздравляю. Думаю, что скоро и Валерик будет получать награды. Мне-то, пожалуй, и хватит пока. Почему пока, потому что еще с момента последней награды я мало перебил и уничтожил фашистов, но еще перебью и еще получу награды».
 

Прерванный полет


Последний его вылет на бомбометание в Донбассе в июне 1943 года занял немного времени: на вражеском аэродроме уничтожили не меньше пятнадцати самолетов противника, пылали ангары, строения. Можно возвращаться на родной аэродром.

Вдруг машину сильно тряхнуло. Огонь от угодившего в корпус зенитного снаряда подобрался к фюзеляжу, пламя погасить не удавалось. Стало ясно, что бомбардировщик не спасти, до линии фронта не дотянуть. Впервые за войну командир приказал экипажу покинуть кабину. Валентин, задыхаясь от дыма, последним вывалился на крыло и соскользнул в пустоту.
 
Карточка узника лагеря В.Е. Ситнова.

В ночь с 24 на 25 июня 1943 го-да экипаж Ситнова не вернулся с боевого задания в районе Сталино (Донецк), судьба людей оставалась командованию неизвестной. А он, приземлившись, осторожно пробирался, стараясь не попасть на глаза немцам, вышел на окраину села – прямо к роднику, из которого набирала воду женщина. По его знаку она, еле сдерживая слезы от вида обгоревшего летчика, приблизилась. Валентин снял со своей гимнастерки ордена, Золотую Звезду – не успел сдать перед вылетом – и вместе с командирской книжкой и блокнотом засунул в летный планшет: «Возьмите. Сберегите планшет!». Женщина приняла документы. Летчик вдруг решительно взял у нее планшет, вынул звезду Героя, положил в свой карман и медленно побрел по кустам вдоль ручья.

Плен


Но далеко уйти не пришлось… На восьмые сутки, 4 июля 1943 года под утро в бессознательном состоянии его обнаружили немцы и взяли в плен. Весь день допрашивали, били, обливали водой. На следующее утро Ситнова увезли в Днепродзержинск в немецкий госпиталь для военнопленных летчиков. Затем – в лагерь в Польшу, близ Лодзи.

В 1939 году немцы переименовали этот город в Литцманштадт, он стал известным миру зверствами фашистов в действовавшем там еврейском гетто. Не щадили и русских.

В еженедельнике гестапо за октябрь 1943 года сообщалось, что 8 октября 1943 года из лагеря военнопленных Люфтваффе-2 в Литцманштадте совершили побег три советских офицера: капитан Ситнов Валентин, старший лейтенант Шупик Марк, лейтенант Воротилкин Максим. Спустя время еженедельник вновь сообщил новость: 15 октября 1943 года Ситнов и Шупик были пойманы, а Воротилкин находился в розыске.

Пленные работали на близлежащей ферме в аэропорту Люблинек на текстильной фабрике. Они были заняты на самой тяжелой работе, их постоянно избивали. За побег Ситнова приговорили к повешению, но потом смерть заменили отправкой в концентрационный лагерь Освенцим на юге Польши. Туда его доставили 19 ноября 1943 года под номером 164256.

Нацисты с русскими не церемонились, обращались особенно жестоко: чем больше немцы проигрывали войну на советских территориях, тем страшнее мстили нашим узникам. В невыносимых условиях плена Ситнов сохранил не только свою честь, но и Золотую Звезду Героя, которую в критических ситуациях прятал за щекой.

Сохранил награду


В публикациях о пребывании Ситнова в плену можно обнаружить немало противоречивых сведений, даже вновь открывшиеся документы не проясняют ситуации. В ОБД (обобщенный электронный банк данных «Мемориал») находим сведения о судьбе членов экипажа сбитой машины, из донесения узнаем о командире. И все же остаются вопросы, например, нет документального упоминания о пребывании Ситнова в Бухенвальде. Хотя хорошо известно, что В.Е. Ситнов – один из организаторов вооруженного восстания в этом фашистском концлагере. Именно из него Герой Ситнов в июне сорок пятого был передан союзниками, освободившими Бухенвальд, представителям советского командования. Проверка бывшего узника не отняла много времени у военных контрразведчиков: свидетелей его достойного поведения в лагере смерти нашлось немало. И самое главное: ему удалось то, что удается лишь редким смельчакам, он сохранил Золотую Звезду Героя. В августе Валентина Ситнова восстановили в воинском звании, вернули все награды.

Возвращение


Его радушно встретили сослуживцы по родному дальнебомбардировочному полку, который в то время базировался на территории Польши. Но радость однополчан, не надеявшихся увидеть друга живым, была недолгой. Из донесения начальника особого отдела Н-ского авиационного полка: «Вечером 20 декабря 1945 года на автомашину, доставлявшую летный состав с аэродрома в жилой городок, совершено бандитское нападение отряда польских националистов. В завязавшейся перестрелке убит Герой Советского Союза капитан Ситнов Валентин Егорович». Этот эпизод изображен в «Повести о ровеснике» дзержинского писателя А. Вольнова. Однако в документе, датированном 1946 годом, говорится иное: «Секретно. Герой Советского Союза гвардии капитан Ситнов Валентин Егорович убит при ссоре с польской милицией 20.12.1945 г. Где и при каких обстоятельствах случилась стычка Ситнова с польской полицией, наверное, так и останется неразгаданной тайной.
 
Восстание узников Бухенвальда. С рисунка военопленного лагеря.

Отважного летчика с военными почестями похоронили в братской могиле Героев Советского Союза в городе Бресте. Несправедливо все-таки обошлась судьба с Героем: мужественно сражаться в небе, пройти ад лагерей, выжить и погибнуть в мирное время всего-то в двадцать семь лет… В Дзержинске давно уже нет потомков Ситнова: сын Валерий жил и умер в Казани, внук Валентин, названный, вероятно, в честь деда, занимался там же промышленным альпинизмом. Однако в 2009 году он ушел из дома, бесследно исчезнув, и находится в розыске.

И все же капитан Валентин Ситнов остался с нами – летчик-Герой, человек-легенда. Его имя живет в названии улицы нашего города на мемориальной доске, установленной на жилом доме по улице Ситнова, аннотационной доске на здании техникума им. Красной Армии. Не зря говорится, герои не умирают.

 Станислав Шальнов, краевед