В засекреченное специальное конструкторское бюро (СКБ) в Дзержинск Дмитрия Иосифовича Мацукова пригласили на работу в 1973 году из Ленинграда. Он, бывший выпускник Ленинградского технического института им. Ленсовета 1953 года, кандидат технических наук, в 1954 – 1973 гг. трудился научным сотрудником Центрального научно-исследовательского института Военно-Морского флота СССР и к тому времени был признанным специалистом в области создания методологии и практики проектирования боевых частей управляемых средств поражения всех видов базирования. Опыт работы в этой области у Мацукова имелся солидный. Ведь коллектив ученых, в котором он успешно работал почти двадцать лет, за это время успел создать: поколения атомных подводных лодок, авианесущие корабли, тяжелые атомные ракетные крейсеры, а также комплексы баллистических и крылатых ракет, многоканальные зенитные ракетные комплексы, уникальные, не имеющие аналогов за рубежом.
Дзержинские оборонщики не отставали: в городе действовало более десятка научно-исследовательских и проектных институтов. Из них особо засекреченные имели прямое отношение к военным ведомствам. В 1970 году у нас в городе появилось первое в стране специализированное учреждение по разработке боевых частей управляемого ракетного оружия различного назначения, ныне Государственный научно-исследовательский институт машиностроения им. В.В. Бахирева (ОАО «ГосНИИмаш»). Свою историю он начинал в статусе СКБ по разработке боевых частей управляемых ракет (БЧ УР) на базе Дзержинского научно-исследовательского химико-технологического института (ДНИХТИ, ныне ОАО «ГосНИИ «Кристалл»).
Первым руководителем вновь созданного конструкторского бюро стал Анатолий Степанович Обухов – видный ученый в области физики взрыва, известный в своих кругах конструктор боевых частей управляемых ракет. Он и занялся поиском, подбором кадров для вновь создаваемого СКБ. Ездил на распределения выпускников в томский, новосибирский, горьковский университеты, отбирал толковых молодых ребят из НИИ Бийска, которые впоследствии составили основу коллектива СКБ. Он и пригласил из Ленинграда Д.И. Мацукова как специалиста по оценке эффективности противокорабельных ракет.
В свои 43 года Мацуков оставил налаженную жизнь в городе на Неве, со всей семьей перебрался в доселе неведомый ему Дзержинск. И это был закономерный шаг. Дмитрий Иосифович относился к числу ученых, всегда стремившихся к познанию нового, неизведанного, видевших перспективы науки. Оттого новая работа в должности начальника отдела СКБ боевых частей, да и сам город Дзержинск пришлись ему по душе. В 1977 году конструкторское бюро получило статус научно-исследовательского института машиностроения и дальнейшее развитие. Здесь установили, отладили самую мощную по тем временам ЭВМ БЭСМ-6, сделали и запустили программу по исследованию характеристик взрывчатых веществ, а также комплекс лазерного, электронного, оптического и рентгеноимпульсного исследования детонационных процессов.
Советские ученые всегда были на высоте. И в дело создания щита безопасности государства лауреат Государственной премии, кавалер ордена Трудового Красного Знамени, член-корреспондент РАРАН, заслуженный конструктор РФ Дмитрий Иосифович Мацуков внес неоценимый вклад. Он умер в 2007 году, похоронен в Дзержинске. Память о нем живет в истории страны, в коллективе НИИ, его имя вписано в историю нашего города, ставшего ему родным.
В публикации использованы сведения из энциклопедии
«Специалисты по взрывчатым материалам, пиротехнике и боеприпасам»
Станислав Шальнов
«Специалисты по взрывчатым материалам, пиротехнике и боеприпасам»
Станислав Шальнов