Дзержинское время

Как пояснил нам адвокат потерпевшей, исковое заявление в суд подано на стадии следствия в рамках уголовного дела (ст. 44, 54 УПК РФ). Соответственно, иск Юньковой в уголовном процессе будет рассматриваться, когда дело дойдет до суда. Важно заметить, что такое решение потерпевшей стороны может привести процесс к совершенно иному исходу, когда на скамье подсудимых окажутся не только коммерсанты, давшие смертельный залп, но и должностные лица, призванные обеспечивать безопасность при проведении салюта.
Напомним, уголовное дело по признакам преступления, предусмотренного п. «в» ч. 2 ст. 238 УК РФ по факту причинения смерти по неосторожности вследствие оказания услуг, не отвечающих требованиям безопасности, возбудили уже на следующий день после трагедии. Сейчас оно находится в производстве 1-го отдела по расследованию особо важных дел СУ СК РФ по Нижегородской области. Главным фигурантом до сих пор значится директор пиротехнической компании Илья Маслов. Однако потерпевшая сторона считает, что ответственность также должны понести должностные лица и ведомства, призванные обеспечивать безопасность при проведении такого рода мероприятий.
Как выяснилось во время следствия, место и дата проведения салюта на стадионе «Химик» были определены Постановлением администрации Дзержинска № 1598 от 17.05.2016 г., которое было подписано Виктором Нестеровым, и приложением к нему, которое в свою очередь завизировал Павел Воронин. Однако от администрации города в рамках следственных мероприятий, по нашей информации, допрашивались отнюдь не эти господа, отнесенные, согласно закону, к высшим должностным лицам муниципальной службы (№ 99-З от 3.08.2007 г. «О муниципальной службе в Нижегородской области»). Ответ перед следователями держал замглавы администрации по городскому хозяйству, строительству и экономике Александр Кабанов.
Как следует из материалов дела, в ходе допроса 25 октября 2016 года Кабанов пояснил, что не знает, кем было принято решение о проведении праздничного салюта. Заместитель начальника отдела по делам гражданской обороны, предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций администрации Дзержинска Олег Михайличенко еще раньше (29 мая 2016 года) рассказал следствию, что ему неизвестно, кто из администрации отвечает за организацию и проведение салюта.
«Получается, руководящие должностные лица дзержинской администрации не были надлежащим образом ознакомлены с Постановлением № 1598. Однако господин Кабанов лоббировал все вопросы по салюту, от спонсоров до исполнителей, что позволяет сделать вывод об умышленном сокрытии значимой для следствия информации, необходимой для установления объективной истины по уголовному делу», – считает адвокат Елены Юньковой. Между тем, по мнению представителя потерпевшей, именно администрация города определяет и предоставляет место проведения салюта при согласовании с органами внутренних дел и пожарной охраны.
Адвокат обращает внимание на то, что салют должен был согласовываться и контролироваться администрацией, Управлением МВД по Дзержинску, отделом надзорной деятельности и профилактической работы ГУ МЧС России по Дзержинску. Однако, как утверждает адвокат, до настоящего времени никто из официальных лиц не признался, не принес извинений и не ответил, с чьей стороны допущена халатность, за которую закон предусматривает довольно жесткое наказание. Одновременно с этим у потерпевшей стороны нет вопросов к тем, кто оплачивал салют. «Спонсор специально предусмотрел в договоре в качестве обязательного условия, что все вопросы по согласованию салюта берет на себя исполнитель», – пояснил представитель Юньковой.
По данным следствия, ООО «Мастер групп» использовало стеклопластиковые мортиры калибра 8 дюймов (203,2 мм), которые почему-то не были указаны в заявлениях, направленных в адрес господина Чумазина, а также на имя начальника ОГПН надзорной деятельности ГУ МЧС России по Дзержинску Николая Оборина. Между тем, согласно требованиям государственного стандарта (ГОСТ Р 51270-99 «Государственный стандарт РФ. Изделия пиротехнические. Общие требования безопасности»), мортиры из стеклопластика калибра более 150 мм к запуску фейерверочных изделий не допускаются.
«Каким образом ООО «Мастер групп» смогло установить и использовать мортиры калибра 8 дюймов, если мероприятие согласовывалось и контролировалось местным органом власти и соответствующими ведомствами?» – задается вопросом адвокат. – «Мастер групп» никто не подумал проконтролировать и остановить. Последствия оказались трагическими…» Именно несогласованный калибр 8 дюймов, по мнению нашего собеседника, и стал причиной гибели Валентины Архиповой, а также многочисленных травм, которые получили на праздновании Дня города другие дзержинцы.
«Совсем недавно в России были приняты изменения законодательства – так называемый «антитеррористический пакет» депутата Ирины Яровой и сенатора Виктора Озерова, – продолжает адвокат. – Но что может сделать закон, если не принимаются элементарные меры по безопасности? Выходит, согласование существует только на бумаге. В наше время, когда весь мир борется с угрозами терроризма, в Дзержинске под видом «согласованного» салюта в дзержинцев спокойно могли стрелять, например, из миномета.»
Официальный представитель Елены Юньковой обращает внимание на то, что в материалах уголовного дела по-прежнему отсутствует информация, кто от Управления МВД значился ответственным лицом и какие меры по обеспечению безопасности при проведении салюта были приняты администрацией города и полицией. Важно понимать, согласовывались ли властями эти меры. Ответы на эти вопросы и предстоит получить в рамках судебного процесса.
«ДВ» обещает проинформировать своих читателей об исходе дела.
Вадим Щуренков.