Ничего нового
Насколько успешно с такой задачей справляются в Дзержинске? Ответ на этот вопрос пытались получить на днях депутаты комитета по промышленности Городской думы. Они разбирали доклад директора департамента экономики, промышленности, строительства и экологии Александра Здюмаева «О работе администрации города по формированию имиджа города как крупного промышленного и культурного центра».
Из монолога чиновника следовало, что власти, как и прежде, завлекают инвесторов, участвуя в выставочной деятельности и укрепляя международные побратимские связи.
Так, в сентябре 2016 года город Дзержинск развернул свою экспозицию на V международном бизнес-саммите в Нижнем Новгороде. На выставке научно-промышленного и инновационного потенциала «Будущее России» дзержинцы познакомили участников саммита с возможностями частного индустриального парка «Ока-полимер» (площадка бывшего завода «Капролактам») и муниципального бизнес-инкубатора, какие есть почти в каждом уважающем себя городе.
Надо сказать, что участие в бизнес-саммите на нижегородской ярмарке – традиционная обязанность для муниципальных образований. Но что нового в этот раз мы смогли предложить мировому бизнесу в период кризиса? На этот раз дзержинцы позиционировали возможности своего города не только как крупного промышленного, но и логистического центра. Это действительно так. Вокруг города крупные транспортные узлы – федеральная трасса М-7 и Южный обход Нижнего Новгорода, железная дорога, недалеко международный аэропорт Стригино, на очереди строительство высокоскоростной магистрали Москва-Казань-Екатеринбург.
Сформировать логистический центр сегодня предлагается на территории промышленного парка «Дзержинск-Восточный». Участку по Генплану присвоен статус зоны П-4, которая в числе основных видов разрешенного использования предполагает размещение различных складов. Сейчас проект прорабатывают на уровне правительства Нижегородской области.
Идея хорошая. Но вот пользы от нее пока нет. Администрация Дзержинска, насколько нам известно, по результатам прошлогоднего бизнес-саммита особых успехов не достигла. По крайней мере господин Здюмаев скромно умолчал о каких-либо достижениях, лишний раз подтвердив отсутствие оных.
Администрации осталось утешать себя тем, что участие в саммите «способствует формированию благоприятного делового климата и укреплению партнерских связей, поддерживает имидж города как крупного промышленного центра».
Еще прошлой осенью дзержинцы участвовали в выставке, посвященной Дню народного единства в Нижнем Новгороде. Правда, был выбран довольно невнятный лозунг: «Город Дзержинск – город комфортного проживания». Практика современной застройки в Дзержинске, где коммерческие объекты «пожирают» общественные пространства, согласитесь, делает этот тезис весьма спорным.
В рамках развития побратимских связей Дзержинск обменивается опытом с городами ближнего зарубежья. Оказывается, иностранным партнерам есть чему поучиться и у нас. Так, в ноябре 2016 года город химиков в рамках стажировки посетила делегация менеджеров из Германии, Франции и Японии. Иностранцам показали успешные предприятия ОАО «НИПОМ» и ООО «Интеллектуальные системы НН», а затем пригласили на круглый стол в администрацию города на тему: «Дзержинск – промышленный центр Нижегородской области».
Загибаем пальцы
Что же хорошего извлек для себя Дзержинск, много лет демонстрируя свою инвестиционную привлекательность в международных масштабах? Среди состоявшихся проектов чиновники приводят примеры двух крупных иностранных компаний, обосновавшихся на дзержинской земле, – «Либхерр-Нижний Новгород» (производит компоненты для землеройной и авиационной техники) и «Даниели-Волга» (оборудование для сталелитейной промышленности).
Чиновники рапортуют об успехах, прикрываясь успешно работающими предприятиями, а у самих компаний, оказывается, серьезные проблемы во взаимодействии с властями. Так, депутат Алексей Сенин сообщил о том, что «Даниели» четвертый год подряд добивается возмещения затрат на строительство инфраструктуры к собственному заводу в Дзержинске. Власти обещали подвести коммуникации за счет бюджета. На практике иностранцам пришлось тратиться самим. В итоге, чтобы получить возмещение из бюджета, им приходится воевать.
«И после этого мы говорим, что у нас Дзержинск – классный и привлекательный город…» – негодовал Сенин, критикуя политику местных и областных властей. У чиновников свой взгляд и свои резоны. «Не надо на эту проблему смотреть однобоко, они тоже много чего обещали», – парировал Александр Здюмаев. Руководитель департамента напомнил о том, что проект «Даниели-Волга» признали приоритетным, в связи с чем иностранцы получили существенные налоговые льготы, но со своей стороны так и не выполнили условий соглашения, в частности, по количеству рабочих мест и уровню заработной платы. Сегодня, по словам чиновника, эти параметры на производстве ниже заявленных. Соответственно, в бюджет города и области от деятельности машиностроительного завода поступает гораздо меньше средств от того, что было указано в прогнозных показателях.
Кто прав, а кто виноват, разобраться в ситуации, когда власть упрекает бизнес и наоборот, действительно, сложно. Как бы там ни было, а такие разногласия – плохой знак в глобальном деле привлечения инвестиций. Алексей Сенин считает, что производственники общаются между собой, сообщая друг другу о трудностях, возникающих при реализации проектов.
«Они видят, что в городе реально происходит, идти сюда особо не хотят, – утверждает Сенин. – На том же Бору немного другой принцип и подход к развитию. Возможно, там по каким-то причинам более теплые отношения с областью, но на Бору нет таких проблем, как у нас. При том что Дзержинск, действительно, привлекательный в плане ресурсов город.»
Представители администрации не согласились с такими категорическими оценками, выдав на гора полный список стратегических партнеров, которым смог бы позавидовать любой ближний и дальний сосед.
Иных уж нет…
Из крупных потенциальных инвесторов, облюбовавших Дзержинск, Здюмаев назвал только ООО «Юникерамикс» (75% уставного капитала принадлежит Lins Wallpaper Ltd, Великобритания), которое заявило о строительстве фабрики по производству керамической плитки с 5 млрд руб. вложений, а также международного DIY-ритейлора «Леруа Мерлен», объявившего о своем намерении возвести гипермаркет стройматериалов перед «Орловскими двориками» (401-й км М-7). Правда, с последним инвестором вышла накладка.
Незадолго до думских прений французы развернулись в сторону Нижнего. И когда господин Здюмаев говорил о Дзержинске, всему депутатскому корпусу было хорошо известно, что «Леруа Мерлен» уже решил строиться к июлю 2018 года на улице Тепличной Канавинского района. По открытым данным, компания собирается для этого выкупить из частной собственности земельный участок в 7 га. По другой, как подчеркнули депутаты, закрытой информации, французы, расширяя свою экспансию в России, уже рассматривают другой регион.
«Потому что здесь к ним поворачиваются не лицом, как в других регионах, а другим местом с точки зрения предоставления коммуникаций», – в своеобразных речевых оборотах высказал свою мысль Алексей Сенин.
Господин Здюмаев в свою очередь заявил, что ни о чем подобном, связанным с отказом «Леруа Мерлен» от Дзержинска, он еще не слышал. Опроверг чиновник и другую информацию, озвученную депутатами относительно сложностей, которые испытывает «Юникерамикс» с предоставлением участков для строительства фабрики.
«Сейчас с землей все хорошо, они уже третий участок рассматривали, потому что никак не могли найти выход на железную дорогу. Последний участок их во всех отношениях устраивает», – сообщил руководитель департамента.
Промедления на нынешнем этапе, по словам чиновника, связаны с тем, что инвесторы дожидаются изменений в областном законодательстве, призванные уменьшить стоимость компенсационного озеленения для приоритетных и масштабных проектов. По всей видимости, для будущей фабрики по производству керамической плитки подобрали участок с плотной растительностью, ликвидация которой грозит обернуться приличными тратами.
Депутаты выразили скепсис и по поводу идеи со строительством логистического центра на территории промпарка «Дзержинск-Восточный».
Во-первых, сам промпарк уже четвертый год не могут обеспечить газом, водой и электричеством, что тормозит приход туда резидентов. Во-вторых, у промпарка серьезные проблемы с дорожными развязками. В районе «Дзержинск-Восточный» два выезда в сторону Нижнего Новгорода и ни одного в сторону Москвы. Ближайший разворот на столицу в районе поворота на улицу Федосеенко. Строительство высокоскоростной магистрали обещает только усилить транспортную напряженность в этом месте. Выходом из намечающегося транспортного коллапса может быть строительство многоуровневых развязок и подведение железной дороги к промпарку.
Но сколько же должно пройти времени от обсуждений до реального претворения такой идеи в жизнь? Практика показывает, что при сегодняшнем уровне государственного и муниципального менеджмента на это могут понадобиться годы, если не десятилетия. При этом время – самый ценный ресурс, за который чиновники не сильно переживают.
Гоним, гоним – не догоним
Выслушав доклад администрации города, депутаты сошлись во мнении, что современному Дзержинску так и не удалось восполнить промышленный потенциал, накопленный в советское время, и по объемам производства, и по количеству рабочих мест. Надо признать, что пока, увы, сокращение промышленного производства опережает его рост. Власти испытывают гордость за открытие в последние семь лет нескольких новых предприятий с общей численностью персонала 700 – 800 человек. При этом закрываются глаза на увядание крупных заводов и сокращения десятков тысяч рабочих.
Отсутствие свободных вакансий в промышленности толкает дзержинцев на поиски работы в Нижнем Новгороде, на Бору, в Кстове, Арзамасе, в других индустриально развитых городах за пределами региона. В этой связи депутат Александр Меркин вспомнил события пятилетней давности со строительством в Кстове российско-бельгийского завода по производству ПВХ «РусВинил», который изначально планировалось возвести в Дзержинске. История исключительно имиджевая. Когда инвестор определялся с выбором площадки, в СМИ развернулась компания по очернению Дзержинска как самого экологически неблагополучного города на планете. В итоге инвестор выбрал Кстово, что обернулось для нашего города ликвидацией завода «Капролактам», сокращением рабочих мест и налоговых поступлений в местный бюджет. Потеря до сих пор остается невосполнимой…
Работу администрации в продвижении города на международной арене в Думе признали неудовлетворительной. Депутаты пришли к выводу, что у чиновников нет действенных механизмов по формированию благоприятного инвестиционного климата. Парламентарии дали время коллегам на то, чтобы разработать конкретные мероприятия, которые позволят завлечь в Дзержинск инвесторов. Правда, сами народные избранники не высказали по этому поводу ни одного полезного предложения. А ведь работа по формированию лояльной для инвестиций среды – общая задача исполнительной и представительной власти. Впрочем, одно предложение последовало. Александр Меркин, который трудится на заводе имени Свердлова заместителем гендиректора по развитию и инвестициям, резонно посоветовал администрации города плотнее взаимодействовать с местными предприятиями, которые, бывает, инвестируют в производство не меньше иностранцев.
«Вы, вообще, знаете, что у нас на заводе происходит? Сколько инвестиций в этом и прошлом году было привлечено? Это 2 млрд рублей. Об этом что-нибудь где-нибудь говорится? Это что, не имидж города? Ведущее предприятие Дзержинска, активно развивается, главный налогоплательщик города. Администрация дает ноль информации», – досадовал Меркин, не скрывая чувства обиды к властям, которые захвалили иностранцев, забывая при этом похвалить соотечественников.
В итоге Дума потребовала от администрации разработать подробную и действенную программу развития промышленности на 2017 год и на ближайшие 5 лет.
Вадим Щуренков