Дзержинское время

 

Не говори гоп…

Весной 2016 года Илья и Светлана Спиченковы, планируя рождение детей, задумали расширить жилплощадь. Для этого Светлана продала свою обустроенную двухкомнатную квартиру на улице Петрищева, а также два автомобиля – свой и мужа. Недостающие деньги решили занять в «Сбербанке», где и трудится Светлана в качестве специалиста.
Для подбора квартиры Спиченковы обратились в местное агентство недвижимости «Капиталъ». Молодые хотели приобрести не меньше трешки, желательно на бульваре Космонавтов, где проживала мама Светланы. После недолгих поисков нашелся один из подходящих вариантов – просторная 4-комнатная квартира в панельной десятиэтажке на Космонавтов, 12А. К покупке Спиченковы отнеслись со всей серьезностью – жилье осматривали четыре раза, тщательно проверили правоустанавливающие документы на недвижимость.
В квартире на тот момент были зарегистрированы четыре человека: хозяйка квартиры Елена Платошкина, ее бывший муж Дмитрий и двое их детей – уже взрослая дочь и несовершеннолетний сын. Елена Геннадьевна заверила Спиченковых, что все прописанные после завершения сделки незамедлительно выпишутся из жилья, включая бывшего мужа, который, по ее словам, после развода в квартире вообще не показывался. Это также было одним из существенных условий договора купли-продажи.
Чтобы у покупателей не возникало никаких сомнений, продавец Платошкина продемонстрировала решение Дзержинского городского суда от 24 ноября 2014 года, согласно которому квартира на Космонавтов была признана ее личной собственностью. Ну чего еще после этого было страшиться, когда сделку сопровождали профессиональные риелторы и сберегательный банк? Стукнули по рукам.
Стоимость квартиры составила 2,47 миллиона рублей, из которых 970 тыс. собственные средства покупателя, а 1,5 млн рублей – кредит «Сбербанка». 25 марта 2016 года Спиченковы оформили с Платошкиной договор купли-продажи жилья, который 31 марта прошел регистрацию в управлении Росреестра по Нижегородской области. Получив свидетельство о собственности, Спиченковы планировали новоселье, но неожиданно оказались в шоковой для себя ситуации.

Вынь да положь

Больше месяца со дня совершения сделки Спиченковы дожидались, пока освободится квартира на Космонавтов. На исходе апреля Платошкина, наконец, передала ключи, но вечером того же дня огорошила их телефонным звонком с пренеприятным известием. Выяснилось, что Дмитрий Платошкин решил поселиться в квартире, для чего без спроса вскрыл входную дверь и врезал собственный замок.
На следующий день, как вспоминает Светлана Спиченкова, господин Платошкин собственной персоной пожаловал к ней на работу. Незваный гость объявил Светлане, что она приобрела, по сути, коммунальную квартиру, потому что он имеет право проживать там и намерен воспользоваться этим правом. Платошкин предложил Спиченковой аннулировать сделку, с которой он, прямо говоря, ничего не заработал.
В квартиру на Космонавтов с незапланированным соседом нашим героям все же пришлось переехать. Деваться было некуда, нужно было немедленно освобождать проданное жилье на Петрищева. Платошкин хоть и врезал новый замок в квартире на Космонавтов, но оставил Спиченковым ключи от него и записку со своим номером телефона.
Дальше начались переговоры. Выяснилось, что бывший муж продавца действительно имеет права на жилье. На это есть и соответствующее решение Дзержинского городского суда от 24 июля 2015 года. После официального развода, который состоялся в январе 2014 года, Дмитрий Платошкин обратился в суд с требованием, чтобы его бывшая жена не чинила ему препятствий в доступе в квартиру на Космонавтов. Судья Ольга Хайдукова полностью удовлетворила этот иск.
И вот по каким основаниям.
Как следует из судебного решения, Елена Платошкина стала собственницей квартиры на Космонавтов в 2011 году, купив ее у Дмитрия Ивановича Платошкина, отца своего бывшего мужа. Тот в свою очередь стал владельцем жилья в результате приватизации, состоявшейся в 2010 году. Сын Дмитрий отказался от участия в ней в пользу отца. Одновременно с этим, согласно закону о приватизации, Дмитрий приобрел право бессрочного пользования и проживания в этой квартире. Поэтому суд и встал на сторону Платошкина, когда бывшая жена после развода выдворяла его из квартиры.
Другой вопрос, так ли нужна была Дмитрию эта жилплощадь? Как показывала на суде Елена Платошкина, после развода Дмитрий практически не появлялся на Космонавтов. Мужчина оформил временную регистрацию в селе Хабарское Богородского района.
Зачем же тогда Дмитрий решил переехать в Дзержинск после продажи квартиры? Ответ, как нам кажется, лежит на поверхности – решил восполнить упущенную выгоду, получить хоть какие-то дивиденды с продажи «родового гнезда». Это в общем-то и подтвердилось, когда Платошкин выставил Спиченковым цену за свою выписку с Космонавтов – 1,5 млн рублей или однокомнатную квартиру с евроремонтом.

Маятник Фемиды

Чтобы не терпеть чужого соседства по новому адресу, Спиченковы все же были готовы на траты. Но предел их возможностей не превышал миллиона рублей, на что Платошкин до сих пор не соглашается. Тогда наши герои пошли другим путем. Спиченковы обратились в суд с иском против Платошкина, настаивая на признании утраты им права пользования жилым помещением, снятии с регистрационного учета и выселении. Дзержинский горсуд решением от 27 сентября 2016 года встал на сторону Спиченковых. Как следует из материалов дела, последние три года Платошкин не проживал на Космонавтов, а приходил на короткое время, чтобы повидаться с детьми. В квартире не было его вещей, в пользу чего говорили и свидетельские показания. Причем информация от некоторых свидетелей со стороны ответчика сработала против него. Так, например, гражданин Хайретдинов заявил на суде, что по просьбе Платошкина перевозил вещи и мебель на Космонавтов уже после 23 апреля 2016 года, то есть после продажи жилья.
Оценив все обстоятельства, суд пришел к выводу, что Платошкин добровольно покинул квартиру, в связи с чем и утратил право пользования ею, а регистрация в жилье носила больше формальный характер.
Спиченковы было обрадовались такому исходу дела, дожидаясь выдворения Платошкина. Однако не тут-то было. Он подал апелляцию в Нижегородский областной суд и обжаловал там решение первой инстанции.

Закрыв глаза

Тем временем молодой семье приходится сводить концы с концами, кочуя по частным квартирам. Представляете, на сколько пришлось разориться супругам Спиченковым, ведь платежи по ипотеке для них тоже никто не отменил. Ставка по кредитному договору сроком на 20 лет составила для них 12,5% годовых. Общая сумма переплаты за кредит в 1,5 млн рублей к 25 марта 2036 года достигла бы 2 млн 592 тыс. руб. Ежемесячный платеж у Спиченковых составляет 17042 рубля. Кстати, они после продажи квартиры на Петрищева уже досрочно внесли 500 тыс. рублей в погашение ипотеки, остальные средства хотели потратить на ремонт квартиры на Космонавтов, но в итоге тратят на суды и адвокатов.
От невозврата кредита банк обычно ограждает себя со всех сторон. Любая недвижимость по договорам ипотеки должна проходить тщательную проверку, чтобы у покупателей не возникало никаких проблем с последующим в ней проживанием. В противном случае все сотрудничество теряет смысл. Зачем платить за то, чем нельзя воспользоваться? В случае со Спиченковыми уважаемый «Сбербанк» не заметил, что квартиру на бульваре Космонавтов вместе с ними могут использовать и другие лица. Халатность?
Очевидно, что в стороне от ответственности не должно оставаться и агентство недвижимости «Капиталъ», которое сопровождало сделку. Для чего, собственно, нанимают риелторов? Не для того ли, чтобы обезопасить себя от разного рода мошеннических схем при дорогостоящей покупке? Только на деле оказывается, что риелторы мало, за что отвечают. Если взглянуть на договор от 16 марта 2016 года с АН «Капиталъ» в лице Ольги Костиной, то обязанности риелторов сводятся лишь к поиску квартиры, консультациям по правовым и оргвопросам, заключению договоров, а также надзором за передачей прав собственности от продавца к покупателю. А где же про ответственность за подбор ненадлежащего качества недвижимости с точки права? И за что тогда агентства «рубят» десятки, а иногда и сотни тысяч рублей с одной сделки? Чтобы заполнить типовую форму договора купли-продажи, которую можно без труда самостоятельно скачать в Интернете?

Память или совесть?

Во время переговоров и последующей регистрации сделки Елена Платошкина беспрестанно апеллировала к решению Дзержинского городского суда от 24 ноября 2014 года, но вместе с тем утаила другое решение того же суда от 24 июля 2015 года. Мало того, Платошкина располагала и другим важным документом – договором купли-продажи от 12 апреля 2011 года. Эта бумага со штампами Росреестра удостоверяет, что Елена Геннадьевна Платошкина приобрела квартиру на Космонавтов у Дмитрия Ивановича Платошкина за 990 тыс. рублей. Однако в пункте 6 договора содержится как раз то судьбоносное замечание, из-за которого теперь вынуждены страдать совершенно невинные люди. Формулировка – «По заявлению Продавца и согласно Выписки из домовой книги, в данной квартире кроме Продавца зарегистрирован: Платошкин Дмитрий Дмитриевич 1970 г. р., за которым остается право пользования данным жилым помещением» – совершенно недвусмысленно говорит о том, что квартира, хоть и в собственности, но с багажом, о котором, как ни крути, нужно было сообщать при последующих операциях с жильем. Но кто бы купил квартиру с таким обременением? Спиченковы, если бы Платошкина показала им этот договор купли-продажи, точно отказались бы от покупки.
Очень странно, что ни агентство недвижимости, ни банк не поинтересовались тем, как Елена Платошкина стала собственником жилья и не затребовали договорных документов на ее приобретение. Понятно, что в истории приватизации квартиры предыдущим собственником на условиях сохранения за Дмитрием Дмитриевичем права пожизненного проживания никто бы так глубоко копаться не стал, но вот последнего собственника перед оформлением сделки стоило бы более внимательно просканировать. Да и сама Елена Геннадьевна, думается, прекрасно осознавала возможные последствия своих действий. Трудно предположить, что она просто забыла известить покупателей о правах своего бывшего мужа на пожизненное проживание в квартире. Ведь, как диктует законодательство, участники гражданских правоотношений должны действовать добросовестно (п. 5 ст. 10 Гражданского кодекса РФ). Нарушение этого догмата одной из сторон, между прочим, влечет ответственность, вплоть до уголовной.
Таким образом, скрывая от Спиченковых факт о претензиях Дмитрия Платошкина на квартиру, Елена Платошкина преследовала собственные корыстные цели? Собиралась заполучить все деньги, вырученные за продажу жилья, не поделившись с бывшим мужем?
Дмитрий Платошкин проинформировал Спиченковых о том, что бывшая жена не оставила ему ни копейки от проданной квартиры.

Остался с носом

А имел ли право господин Платошкин на какие-то средства от уплывших из-под его носа квадратных метров? Вполне. Как следует из документов, Дмитрий в свое время вместе с супругой участвовал в выкупе жилья у отца, что прямо следует из текста решения Дзержинского городского суда от 24 ноября 2014 года. Родной брат Дмитрия Платошкина на заседании суда рассказал о том, что 4-комнатная квартира на Космонавтов была продана за 1 млн 950 тыс. рублей, из которых 990 тысяч внесла Елена Платошкина, а остальные средства дал ее, на тот момент еще законный, муж из собственных накоплений.
Иными словами, Дмитрию Дмитриевичу требовать бы барыши со своей бывшей жены, а не с добропорядочных приобретателей – Светланы и Ильи Спиченковых. Однако же тот, утверждая, что относительно продажи жилья его поставили перед фактом (Елена Геннадьевна после оформления документов ограничилась отправкой СМС-сообщения), не сидел сложа руки. В попытках получить свою долю в завершенной сделке Дмитрий обращался в Дзержинский горсуд. Прошлой осенью в иске к бывшей жене и покупателям мужчина требовал внести дополнения в договор купли-продажи, которые позволяли ему встать на одну ступень с участниками сделки и претендовать на получение средств. Однако 16 ноября 2016 года суд вынес отказ в требованиях Платошкина. В качестве обоснования такого решения судья Хайдукова сослалась на вердикт предыдущего суда от 27 сентября 2016 года, по которому Платошкин утратил право пользования квартирой на Космонавтов.

Ноу криминалити?

Как бы там ни было, нам думается, что и сама Елена Платошкина прекрасно осознает, что провернула сомнительную сделку. По рассказам Светланы Спиченковой, она готова была передать бывшему мужу 500 тыс. рублей из средств, вырученных от продажи жилья. Дмитрий Платошкин отказался – на них жилья не купишь. Хотя и больше-то, чем 9-10 кв. м, если руководствоваться действующими нормами распределения жилплощади для одного человека, по закону ему не получить. Видимо, поэтому Платошкину и показалось проще и действеннее требовать деньги со Спиченковых – явно завышенные полтора миллиона рублей, чем разбираться с бывшей супругой.
Вся эта история, на наш взгляд, носит явно криминальный оттенок. Одна скрывает от покупателей информацию о правах бывшего мужа на квартиру, другой пытается нажиться на добросовестных покупателях. К слову, из общения с новыми соседями Светлана Спиченкова узнала, что Елена Платошкина после продажи квартиры долго восхищалась тем, что ей наконец удалось найти таких неразборчивых покупателей. Да и Дмитрий Платошкин, скорее всего, лукавит, когда говорит, что бывшая жена, продав квартиру, поставила его перед фактом. Светлана Спиченкова выяснила, что до 2016 года Елена Платошкина уже делала несколько попыток продажи жилья. Одна такая сделка, намечавшаяся, по сведениям Светланы, в 2014 году у Платошкиной сорвалась именно из-за вмешательства Дмитрия Дмитриевича. Где же в этот раз пропадал драгоценный супруг, когда его бывшая жена аж четыре раза показывала квартиру нынешним покупателям?
Считаем, что правоохранительным органам следует тщательно разобраться во всей этой истории, чтобы привлечь к ответственности очевидно недобросовестных продавцов. Правда, Спиченковы не питают особых надежд на это.
Возбуждение уголовного дела против Елены Платошкиной, по мнению Спиченковых, также не приведет к желаемым результатам. Компенсировать стоимость всех затрат, которые понесли наши герои, Елена Геннадьевна вряд ли сможет. Как стало известно, на вырученные от продажи квартиры на Космонавтов средства Платошкина купила новую трехкомнатную. Реализация этого жилья в счет погашения долгов перед Спиченковыми вряд ли возможна. Елена Геннадьевна успела прописать туда своего несовершеннолетнего сына. Органы опеки и прокуратура выступят против ухудшения жилищных условий ребенка. А погашение долга за счет ежемесячных заработков, если на то будет соответствующее решение суда, может растянуться на десятилетия.

Это заявление!

Мы, разумеется, разделяем тревогу жертв квартирного обмана, но другого исхода этой истории, кроме как вмешательство правоохранительных органов, увы, не видим. Поэтому, чтобы лишний раз не гадать на кофейной гуще относительно итогов будущего расследования, просим считать эту публикацию официальным обращением в Управление МВД России по Дзержинску и прокуратуру города.
А что касается опасения Спиченковых относительно финансовой несостоятельности своих оппонентов, то не надо забывать, что в этом деле есть еще как минимум три стороны, с которых также не стоит снимать ответственность. Это Росреестр, «Сбербанк» и агентство недвижимости «Капиталъ», которые проворонили существенное обременение – наличие прав третьих лиц на ипотечную квартиру. Надеемся, что справедливость все же восторжествует.
«ДВ» обещает следить за развитием событий.
Вадим Щуренков