«Доступная среда» доступна не всем?

Дзержинское время

Что чувствуешь, когда свет гаснет

Мы, журналисты, побывавшие на этом мероприятии, решили поучаствовать в нем вместе со школьниками. Одно дело – наблюдать со стороны, а другое – прочувствовать все на своей шкуре.
Спускаемся в подвал. Ведущие занятия объясняют, что и как делать, когда отключат свет. Слушаешь и кажется, что не так уж сложно. Но вот свет гаснет, приходит понимание, что ты почти не ориентируешься в пространстве, где выход неясно, пытаешься шагать и постоянно натыкаешься на остальных участников. Это вроде бы немного успокаивает, все-таки ты здесь не один, но при этом вызывает и не особо приятные ощущения – возникает чувство тревоги и опасности. Девочке рядом становится нехорошо, кружится голова, и ты ее абсолютно понимаешь. Еще чуть-чуть и, кажется, стены начнут давить, воздуха не хватит.
Наконец, организаторы велят завязать глаза темной повязкой и выводят на свет. По-прежнему ничего не видно, но уже не страшно, свет все-таки немного проникает через повязку, становится спокойно, чувствуешь себя увереннее. Нас отводят в большую уютную комнату, дают различные задания: на ощупь угадать, что за предмет мы держим в руках, попытаться определить его цвет, нарисовать картинку, постоять как можно дольше на одной ноге.
С чем-то справляемся увереннее, с чем-то хуже. И так в течение почти часа. Наконец, снимаем повязки. Даже не передать, насколько становится легче, какое чувство свободы появляется!
Тем временем ведущие рассказывают о чудесах, которые творят слепые люди. То, что казалось таким трудным – определить цвет предмета, не видя его, они с легкостью могут сделать. Слабовидящие читают, прекрасно рисуют, вы можете не отличить их картины от творений зрячих художников. Нам показывают видео об одном мужчине, который ослеп во взрослом возрасте и вдруг открыл в себе талант рисования. Он пишет чудесные картины и говорит, что теперь счастлив. Школьники слушают все это очень серьезно, занятие действительно многое поменяло в их взглядах на окружающих людей. Мы же спешим побеседовать с сотрудниками клуба.
Угадать, что за предмет держишь в руках, не так просто, как кажется

Рассчитывают на помощь горожан и самих себя

«Это не первое занятие, которое мы проводим с ребятами. До того старались показать им, каково быть глухими. Мероприятие называлось «Мир в тишине». Планируем в апреле провести еще одну встречу – «С высоты инвалидной коляски – полоса препятствий». Все эти мероприятия входят в проект «Психологический театр: включись в иную жизнь». Очень-очень важно, чтобы молодые люди знали, как непросто людям с ограниченными возможностями здоровья находиться в социуме, как важно им чувствовать себя спокойно и уверенно», – объясняет цели проекта специалист по работе с молодежью клуба инвалидов «Вера» Анна Торчинская.
Девушка рассказывает, как стараются дзержинцы помочь членам клуба – приносят вещи, книги, кассеты. А вот на вопрос, хватает ли денег из бюджета на благоустройство территории клуба инвалидов «Вера» и самого здания, только улыбается и пожимает плечами. Да все видно и без ее слов.
Подробнее о проблемах клуба говорим с начальником отдела КИ «Вера» Светланой Торчинской. Заметно, что она искренне переживает за людей, приходящих сюда, за то, в каких условиях они здесь находятся. А условия эти далеко не всегда хорошие. Крыша то и дело течет, асфальт вокруг него давно пора ремонтировать, здесь легко можно сломать дорогостоящую коляску, пока по рытвинам добираешься до подъезда. Много и других сложностей, решать которые, не решив первоочередных, не имеет смысла. Стоит ли делать ремонт в кабинетах, если в любой момент может потечь с потолка и все зальет? И также очевидно, что ремонт кровли без финансирования из бюджета клуб не потянет.
«Все мы помним о программе «Доступная среда». Когда пару лет назад прокатилась волна воодушевления, связанная с ее реализацией, нас то и дело проверяли. Я сразу говорила о том, что одна из наших проблем – недоступность, причем во всех смыслах. Здание старое, не приспособленное для инвалидов, особенно для так называемой маломобильной группы. По итогам мы тогда не получили ничего. Не спорю, возможно, школы или другие общественные места лучше приспособили для инвалидов, но наш клуб остался не у дел. В прошлом году мы выиграли грант СИБУРа в рамках программы «Формула хороших дел» и эти деньги потратили на пандус и тренажерный комплекс на улице. Но одно тянет за собой другое. Пандус – это хорошо, только, чтобы до него доехать, колясочникам сначала приходится объезжать здание по нашему асфальту. По поводу этого я даже шучу: у нас очень хороший дворник, он убирает снег вместе с асфальтом. Кто отвечает за эту дорогу – затрудняюсь сказать. Но одно очевидно – мы сами всегда встречаем наших ребят и помогаем им доехать до здания. А что касается тренажерного комплекса, то им даже принимать душ потом приходится только под холодной водой, горячей у нас нет. А так, что по мелочи, стараемся все делать сами за свой счет», – рассказывает нам о текущих проблемах клуба Светлана Анатольевна.

Творчество – только для молодежи?

Это что касается финансовых трудностей. Но не менее важный момент – клуб «Вера» входит в центр «Молодежные инициативы». В связи с этим складывается странная ситуация: «Веру», по документам, могут посещать молодые люди до 30 лет. Куда же деваться остальным? Людям старшего возраста также важно реализовать себя, им интересно посещать здешние занятия, общаться между собой. Сотрудники помогают людям с ограниченными возможностями здоровья раскрыться, стать менее стеснительными, понять самих себя. Многие из членов клуба становятся более открытыми, легче вливаются в социум, здесь, в своей группе, они черпают необходимые источники вдохновения и понимания. И речь не только о молодежи.
«Это все, конечно, хорошо, но вгоняет нас в определенные рамки. Вот проводим мы какое-то мероприятие, нас сразу спрашивают: вы с молодежью? Но ведь у нас особый случай. Куда идти людям старшего возраста, которые хотят заниматься? Они все равно приходят сюда. И наверняка им по-своему обидно, когда для мероприятий мы не можем выбрать их. Нужно либо делать из нашей «Веры» отдельное учреждение, а не часть молодежного центра, либо хоть где-то в документах прописать, что у нас могут заниматься и люди старшего возраста. В этом году мы обратились с объяснениями наших трудностей в администрацию, посмотрим, решится ли эта проблема», – сетует Светлана Торчинская.
Впрочем, директор центра «Молодежные инициативы» Юлия Маслова утверждает, что в любом случае в клуб приходят все желающие и занимаются с ними на равных. Люди старшего возраста могут давать советы молодым, да и в ряде мероприятий принимают участие. А вопрос, делать ли из клуба инвалидов «Вера» нечто самодостаточное, может решиться только на областном уровне.
Вот такая непростая ситуация. Как нам кажется, самый логичный выход из нее – действительно прописать, что в клуб может приходить не только молодежь. Пусть остается под эгидой центра, главное, чтобы люди с ограниченными возможностями чувствовали себя уверенно и понимали, что ко всем одинаково хорошее отношение и всех рады видеть.

Пока справляйтесь сами

Наши инвалиды со всем вышесказанным полностью согласны. Говорят, что те достижения, которые есть сейчас в клубе, заслуга его сотрудников. Но есть вещи, с которыми они физически не могут справиться. В помещении клуба элементарно в туалет не каждый инвалид сможет зайти. Городские власти то и дело обещают помочь с тем и этим. Вот в прошлом году сказали, что сделают заниженные бордюры. Но их как в клубе не было, так и нет. Что же, обещанного три года ждать?.. На некоторых пешеходных переходах, как рассказали нам инвалиды-колясочники, вообще на бордюр не заедешь.
Почему так? Ответ известен: нет денег. Директор центра «Молодежные инициативы», в который входит КИ «Вера», Юлия Маслова рассказала нам о том, что в 2017 году на нужды клуба денег не выделено вообще. А значит, пока по-прежнему люди с ограниченными возможностями будут справляться со своими проблемами сами и при помощи неравнодушных горожан.
Ксения Жульнова