Мы давно уже задаемся вопросом, почему вдруг администрация Геннадия Виноградова решила отремонтировать верхнюю часть набережной, но оставила без внимания нижнюю, что сегодня представляет из себя весьма унылое зрелище. Казалось бы, логика подсказывает, что сначала нужно было укрепить берег и решить вопрос с водоотведением, а потом заниматься благоустройством – укладывать брусчатку, строить балюстраду и так далее. К сожалению, такая логика оказалась для дзержинских властей слишком сложной, и они потратили на благоустройство верхней части 110 миллионов рублей, хотя на основательный ремонт нижней было необходимо около 70 миллионов. И тогда господин Виноградов успокаивал общественность, что нижняя набережная, мол, техническая, вы туда не ходите, не смотрите и не обращайте внимания, там все и так хорошо. Но глаз как-то сам, если честно, останавливается на том жалком зрелище, которое сегодня представляет из себя это сооружение – заросшие сорняками и кустарниками плиты и лестницы, что того и гляди сползут в реку, потянув за собой всю ту брусчатку, на которую было потрачено больше сотни миллионов.
Впрочем, мы уже высказывали версию, почему так случилось. Да просто уложить брусчатку легче и выгоднее. Ведь, чтобы укрепить берег, нужно обладать не только сложной и дорогой техникой, но грамотными и опытными кадрами. Куда легче нанять отряд строителей из средней Азии и пару бульдозеров на благоустройство, да еще и попытаться сэкономить на строительных материалах.
С нижней частью такой фокус бы не прошел. Да и не решились бы ее ремонтировать, так как в случае некачественного ремонта красота из брусчатки оказалась бы в затоне, а за это уже точно кому-то из чиновников пришлось бы ответить. Просто побоялись, да и компания, что выиграла подряд на строительство, была не чужой для местных «отцов города», а инстинкт самосохранения у них еще работает.
Но как бы не успокаивали общественность и самих себя чиновники, нижнюю часть набережной ремонтировать и благоустраивать придется. Правда, денег сегодня на это в бюджете нет и не предвидится. Вот и ищут варианты. Некоторые в Думе предлагают стать участником «какой-нибудь федеральной программы» – это последняя, видимо, надежда хоть как-то получить финансирование, если город распродали, а денег брать уже неоткуда. Другие настаивают, что привести хотя бы часть набережной в порядок должен предприниматель Мурыгин, что содержит на затоне плавучий ресторан и яхт-клуб. И вот второй вариант многим депутатам кажется более реалистичным, а потому они в который уже раз поднимают этот вопрос. Заковырка только в том, как к нему подойти с точки зрения закона.
Ситуация, и правда, получается весьма непростая. Последние несколько лет предприниматель арендует у города, как было в очередной раз заявлено на заседании комитета по городскому хозяйству, не землю на набережной, а сходы к воде, то есть сооружения. И платит он за это смешные 1200 рублей в год. Вот это и возмущает депутатов, один из которых – Юрий Шахунц – не мог сдержать своих эмоций и в свойственной себе манере произнес очень эмоциональный монолог: «Я считаю, что их (предпринимателей) нужно обязать навести там порядок. Без всяких обидняков, платите свой «косарь» – не жалко, но вы хотя бы следите там, у вас там вообще бардак, только что свалки там нет!». И так далее, и тому подобное, в том же духе. Вот только все вокруг, кажется, понимали, кроме депутата Шахунца, что законными методами эту проблему не решить. Сам предприниматель Мурыгин заявил депутатам: «Мы разработали проект, я согласился благоустроить прилегающую территорию, передал свои предложения в администрацию, но воз и ныне там, только одни слова кругом. Озвучил я и сумму, которую готов потратить. И, поверьте, это не тысяча рублей, которая вас так всех беспокоит. Но вы пропишите мне какое-нибудь условие, чтобы я сделал столько-то, а потом находился здесь столько-то. И этого мне будет достаточно. Но сегодня в законодательстве нет таких условий, на которых вы мне могли бы передать этот объект».
Впрочем, может, нам показалось, но некоторых депутатов словно вовсе и не интересовал вопрос благоустройства набережной. Председатель комитета Богданов раз за разом настаивал, что плату по действующему договору аренды нужно значительно поднять либо совсем расторгнуть его, ограничив доступ машин с катерами на набережную. Впрочем, даже сам председатель КУМИ Андрей Снытников заявлял, что нет сейчас у них законных оснований, чтобы увеличить плату, так как она рассчитана по действующим методикам, а других у них нет. Остается только расторгнуть договор, но на это тоже необходимо найти правовые основания. В итоге, правда, депутаты дали администрации поручение рассмотреть возможность этих двух вариантов.
Но сам Мурыгин, похоже, сдаваться не собирается, а потому на заседании он сделал весьма неожиданное заявление. «Хотелось бы привлечь к благоустройству всех собственников, которые там занимаются хозяйственной деятельностью. Вот Касьянов Андрей – депутат здесь, он тоже является приобретателем там имущества и планирует вести деятельность по прокату лодок. Я сам об этом узнал только месяц назад», – сказал Владимир Мурыгин. И для депутатов это было неожиданностью, они предпочли отшутиться по поводу данной информации, а сам Касьянов ее вообще никак не прокомментировал. Но нам стало намного понятнее, почему раз за разом господа народные избранники поднимают тему благоустройства набережной за счет частного предпринимателя, но при желании последнего и наличии проекта администрация так и не совершает конкретных шагов по решению проблемы в правовом русле. Дело явно подводят исключительно к одному решению – расторжению договора, за которым последует применение всех возможных административных мер, чтобы свернуть бизнес на набережной. Надо ли говорить, что бизнес собираются уничтожить не депутатский? И кто именно потом окажется благодетелем? Кто будет развивать детский спорт на воде, подспудно открыв здесь новый ресторан, яхт-клуб или что-то подобное? Почему потом местные депутаты не будут задавать вопросов по поводу благоустройства? Нам кажется, что ответы очевидны.
Мы будем пристально следить за развитием ситуации, так как нам уже давно понятно, что хорошими бизнесменами у нас в городе позволительно быть только людям во власти или их приближенным, остальным уготована участь подбирать крошки со стола эффективных менеджеров. И это неправильно, несправедливо и нечестно. Мы все глубже скатываемся в пропасть феодализма, отдаемся всецело во власть местных царьков, которые не только распоряжаются городским бюджетом, как своим собственным, но и заставляют всех вокруг жить по «праву первой ночи», а не по законам Российской федерации. Терпеть это нельзя, так как дальше будет только хуже.
Сергей Кулаков