Дзержинское время

«Возможно, кто-то из вас, уважаемые горожане, обратил внимание на строку СОИ в платежках за январь и февраль.
Я обратил! И чтобы понять суть вопроса о стоимости СОИ (раньше ОДН), внимательно прочитал три статьи в газете «ДВ», просмотрел большой материал в Интернете и очень тщательно изучил все перечисленные выше акты. Теперь я могу заявить, что обвинять федеральное и региональное правительства в создании для нас проблем при начислении УК платежей за коммунальные ресурсы при содержании общего имущества в наших домах у нас нет оснований.
Все эти проблемы для нас созданы исключительно на местном уровне при молчаливом согласии региональных органов власти.
Пунктом 17 Приложения № 2 к Правилам № 354 предусмотрено, что приходящийся на определенную квартиру или нежилое помещение объем коммунальных ресурсов (вода и электричество) на ОДН определяется по формуле, в которой задействованы: норматив потребления соответствующего коммунального ресурса, установленный Постановлениями правительства области № 594 и 376; общая площадь помещений, входящих в состав общего имущества в МКД. Обратите внимание: не вся площадь общего имущества в доме, а только его часть, именно потребляющая коммунальные ресурсы на содержание общедомового имущества.
При определении приходящегося на квартиру или нежилое помещение объема электроэнергии, холодной воды на общедомовые нужды общая площадь помещений, входящих в состав общего имущества в МКД, определяется как суммарная площадь следующих помещений, не являющихся частями квартир многоквартирного дома и предназначенных для обслуживания более одного помещения в этом доме: площади межквартирных лестничных площадок, лестниц, коридоров, тамбуров, холлов, вестибюлей, колясочных, помещений охраны, не принадлежащих отдельным собственникам. Как видим, здесь нет чердаков и подвалов. Из решения Арбитражного суда Нижегородской области от 14 июня 2016 г. по делу А43-8889/2016: «В силу п. 4.1.3 Правил Госстроя РФ от 27.09.2003 г.
№ 170 подвальные помещения должны быть сухими, чистыми, иметь освещение и вентиляцию. Подвал относится к общему имуществу дома. Подвалы имеют освещение, что ответчиком (ГЖИ) и не оспаривается. Таким образом, управляющая организация при определении размера платы за электроэнергию, потребленную на ОДН, обоснованно включила в состав общего имущества площадь подвала». Судья и ГЖИ посчитали «обоснованно», а я считаю, что нет. Да, подвалы должны иметь освещение. Но сколько там лампочек, какой мощности, сколько времени они горят и каков объем потребленной при этом энергии? На эти вопросы нет ответа.
Читаем Постановление правительства Нижегородской области от 28 июля 2015 г. № 480 о внесении изменений в Постановление правительства Нижегородской области от 30 августа 2012 г. № 594: «Примечание: при расчете нормативов потребления коммунальной услуги по электроснабжению на общедомовые нужды площади подвалов, технических подпольев, чердаков в общей площади всех помещений МК дома не учтены». Этот документ распространяется на правоотношения, возникшие с 13 апреля 2015 г.
Из решения Арбитражного суда: «В соответствии с ч. 1 ст. 157 ЖК РФ размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых (т.е. реально потребленных) коммунальных услуг…».
Также подлежит отклонению и ссылка Госжилинспекции на положение, указанное в примечании к Постановлению № 594, о том, что при расчете нормативов на потребление электричества на ОДН площади подвалов, технических подпольев, чердаков в общей площади всех помещений МКД не учтены, поскольку такая формулировка не свидетельствует о запрете учета площади подвала при расчете размера платы за коммунальные услуги по электроснабжению на ОДН.Таким образом, предписание инспекции является незаконным и нарушающим права управляющей организации.
Какая странная логика! Правительство установило величину норматива потребления электроэнергии на ОДН (СОИ) определенной группы МКД без учета площади чердаков и подвалов. Да, формулировка этого «примечания» не запрещает учитывать площади чердаков и подвалов. Но и не разрешает их учитывать. Произвольно толковать это «примечание» нельзя. Если есть сомнения (казнить нельзя помиловать), следовало бы сделать запрос в правительство Нижегородской области. Если, например, в доме норматив электричества на ОДН 1,08 кВт/ч на кв. м общей площади помещений, потребляющих электроэнергию без учета чердака и подвала, то каков должен быть этот норматив при их учете? Очевидно, совсем другой, т. к. он рассчитывается по формуле 34 Постановления правительства РФ № 306.
Уважаемые жители Дзержинска, прочитайте внимательно еще раз сказанное выше судьей Арбитражного суда. Чьи права нарушаются при начислении платы за ОДН: жителей МКД или управляющих организаций? Оказывается, жители нарушают права собственников управляющих организаций, требуя решений вопроса ОДН (СОИ) по закону. Если «примечание» к Постановлению правительства № 594 можно толковать произвольно – кому как выгодно, то зачем же правительство его внесло? Значит, была необходимость.
Весьма странная позиция при решении вопроса и у нашей жилищной иснпекции. В феврале мы, горожане, были на приеме у начальника ГЖИ Дзержинска А.И. Заики. Вместо ясных ответов по СОИ (ОДН) нам пытались преподнести какую-то абракадабру. Хотя нас это и не удивило. Одно только сообщение, что ГЖИ обратилось со своим запросом в «Управдом» для нас готовили целых 40 дней!
Для полного понимания сути вопроса привожу содержание пункта 4.1. и п. 37 Приложения № 1 Постановления правительства РФ от 23 мая 2006 г. № 306: «При определении нормативов потребления коммунальных ресурсов в целях содержания общего имущества в МКД учитываются следующие конструктивные и технические параметры дома: в отношении электроэнергии – количество и типы потребляющих электроэнергию оборудования и устройств». По закону, норматив потребления электроэнергии в целях содержания общего имущества в МКД рассчитывается на основании расхода электричества по следующим группам оборудования, являющегося общим имуществом МКД: осветительные установки – исходя из суммарной мощности установленных осветительных приборов, количества часов работы в году; силовое оборудование лифтов, включая схемы управления и сигнализации, освещение кабины лифтов и лифтовых шахт, системы противопожарного оборудования и дымоудаления, дверные запирающие устройства, усилители телеантенн коллективного пользования, насосное оборудование холодного и горячего водоснабжения – исходя из мощности и количества часов работы в году.
А вывод здесь такой. С января 2017 года объемы потребления коммунальных ресурсов – воды и электроэнергии – определяются по нормативам, установленным правительством Нижегородской области. Чердаки и подвалы должны быть исключены!
Однако, предполагаю, что расчет платежей наши УК ведут по своей методике. Тариф в руб./кв. м они умножают на площадь квартиры или нежилого помещения. Что это за тариф, откуда они его берут и кто этот тариф установил? Отвечаю: сами управляющие организации в нарушение всех норм права. Они определяют якобы потребленный в месяц объем электроэнергии в доме так: норматив в кВт/ч/кв. м, установленный Постановлением № 594, не учитывающий чердаки и подвалы, умножают на общую площадь помещений дома (без квартир) и включают при этом подъезды, подвалы и чердаки. Вот именно здесь кроется нарушение федерального законодательства. Но управляющим организациям это законодательство не указ! Помните, уважаемые граждане, как 25 лет назад Ельцин бросил боевой клич: «Делать можно все, что не запрещено законом». И заскакали «лихие 90-е» в малиновых пиджаках. Не возврат ли или продолжение сегодня этих «лихих»?
Возможно, кто-то задаст вопрос, что делать, как поступить, чтобы прекратить такое незаконное начисление платежей по СОИ (ОДН). Есть два варианта развития событий. Первый – обратиться в правоохранительные органы, но не в Дзержинске (пустая трата нервов и времени, проверено на опыте). А второй предсказывают сами сотрудники УК: «Пошумят, повозмущаются горожане и перестанут. Привыкнут. Не в первый раз». А я думаю, что далеко и не в последний. Мы же ленивы. Нам даже думать лень.
Анатолий Зверев»