Дзержинское время

«Корни»

Будущий первый секретарь родился в 1929 году в большом селе Селитьба ныне Сосновского района Нижегородской области. Селитьбу окружают сплошные высоты, которые здесь называют горами. С Потихиной горы – село как на ладони, с обилием родников, речкой с величавым названием Пава. Отсюда тянутся родовые веточки Алексеевых. Его дед по отцу Родион Кузьмич работал точильщиком на фабрике по изготовлению топоров. Бабушка Екатерина Ивановна происходила из местной зажиточной «знати» – имела во владении просторный дом, большой участок земли. Отец Александра Василий Родионович родился там же в 1907 году. Когда пришла пора, влюбился. Да так, что не побоялся взять в жены безродную сироту Анну Яковлевну вопреки родительскому запрету.
За ослушание они оставили сына без благословения и до конца жизни не общались с ним. Даже рождение первенца Саши не смягчило их сердца. Василий тогда работал кузнецом на фабрике, там же стал коммунистом. С той поры его карьера круто пошла в гору: в феврале 1930 года грамотного, красноречивого кузнеца избрали в состав сельсовета, назначили секретарем, затем «поставили» заведовать сельскохозяйственной фермой, но проработал он там недолго – до января 1931 года. Спустя два месяца молодая семья перебралась на жительство в город Дзержинск.
Василий Родионович Алексеев. 1946 г.

Детство

Василий Родионович устроился на работу табельщиком в первый цех завода им. Я.М. Свердлова. Он не затерялся среди людей, скоро оказался снова на виду: в 1934 году коммунисты выбрали его пропагандистом парткома завода, а с октября 1937-го он уже инструктор отдела пропаганды и агитации в аппарате Дзержинского горкома партии. В Дзержинске в 1934 году родилась дочь Тамара. Сыну Александру минуло двенадцать, когда началась Великая Отечественная война. Отец ушел на фронт, мать сутками пропадала на заводе, получалось, что о детях и позаботиться некому. Александра и семилетнюю Тамару взяли к себе в Ардатов бездетные родственники Никитины: Порфирий Яковлевич (тогда первый секретарь Ардатовского райкома партии) и его супруга Елена Ивановна.
Рабочий поселок Ардатов, что расположился неподалеку от места впадения реки Сиязьма в Леметь, примерно в 30 километрах от железнодорожной станции Мухтолово и в 50-ти от Арзамаса, стал для будущего секретаря второй родиной. Жили дружно. Держали корову, кур. Конечно, не шиковали, но и не голодали. Ко всему выручал местный крахмальный заводик: из крахмала пекли лепешки, готовили лапшенник – да мало ли чего еще придумывали люди в войну, чтобы выжить.
Александр рос физически крепким, в Ардатове с измальства познал крестьянский труд, никакой работы в хозяйстве не гнушался. Сестренке Тамусе всегда был надежной опорой и защитником. По словам Тамары Васильевны, они с братом тепло вспоминали «ардатовское детство»: лес, полный грибов и ягод, рыбалку, веселые купания в речке, первую любовь Александра к соседской девчушке… Он окончил ардатовскую среднюю школу и в 1948 году поступил в Горьковский политехнический институт.

Отец и сын

До 22 июня 1941 года отец Александ-ра Василий Родионович работал лектором Дзержинского горкома ВКПб, а уже 24 июня его призвали в Красную Армию и направили учиться в военно-политическую академию им. Ленина. По окончании ему присвоили звание старшего политрука.
В июле 1942 года комиссаром артиллерийского дивизиона 382 артполка он воевал на Северо-Западном фронте.
С октября 1943-го – парторгом 315 артиллерийского полка 2 прибалтийского фронта, с 1944 года руководил бойцами-коммунистами 28 запасного артиллерийского полка, а с апреля 1945-го был назначен парторгом 110 минометного полка ленинградского фронта. В августе 1946 года в звании майора с орденом «Отечественной войны II степени» и медалью «За победу над Германией» на груди Василий Родионович вернулся в Дзержинск. Конец ненавистной войне! Семья Алексеевых снова вместе, казалось, живи да радуйся. Однако рядом ходила беда. Семью Алексеевых она не миновала: в самое короткое время затаившаяся болезнь унесла жизнь Анны Яковлевны.
Старший Алексеев после возвращения с фронта был назначен заведующим парткабинета Дзержинского горкома партии. До конца октября 1950 года работал пропагандистом, руководил кружком по изучению краткого курса истории ВКПб при клубе Игумновской ТЭЦ. Овдовев, сошелся с некой Александрой Михайловной Потоцкой, женщиной значительно моложе Василия Родионовича, старше сына Александра на три года. И надо быть такому! История повторилась: неравный брак снова стал причиной разлада в семье Алексеевых на всю жизнь. Александр Васильевич не поддерживал родственных отношений с отцом, дожившим до девяностолетнего возраста. Последовавшее событие в 1950 году едва не поставило крест на судьбе не только отца, но и его сына…
А.В. Алексеев в своем кабинете горкома партии. 1980-е годы.

Новое испытание

По доносу, поступившему в Дзержинский отдел МГБ, Василия Родионовича арестовали 30 ноября 1950-го. Судебной коллегией по уголовным делам Горьковского областного суда от 13 января 1951 года В.Р. Алексеев был приговорен к 10 годам исправительно-трудовых лагерей (ИТЛ) с «поражением в правах». Практика осуждения за антисоветские разговоры и анекдоты в 1950-м была в стране в полном разгаре. Актеры Георгий Жженов, Петр Вельяминов, певица Лидия Русланова, писатель Александр Солженицын, как и Василий Алексеев, оказались жертвами статьи 58-10 ч. 1 Уголовного кодекса «Пропаганда или агитация, содержащие призыв к свержению, подрыву или ослаблению советской власти…». Вышка. Вахта. Конвой. Пайка хлеба. Бачок с баландой…
Отныне эти картинки лагерной жизни стали повседневными для осужденного Василия Алексеева. Он отбывал наказание в Китойском ИТЛ МВД СССР в городе Ангарске Иркутской области. Спецконтингент был занят на строительстве производственных объектов, жилых кварталов Ангарска, сельхозработах. Ему повезло: постановлением президиума Верховного суда РСФСР от 26 ноября 1955 года приговор Горьковского областного суда от 13 января 1951-го в отношении В.Р. Алексеева отменили. Из-под стражи его освободили.
К счастью, арест отца на судьбе Александра почти не отразился. Может, позаботились о парне, ставшем почти сиротой, бывшие сослуживцы отца по горкому партии, может, реально действовал сталинский принцип «сын за отца не отвечает»…

Восхождение

Александр Васильевич пришел в Дзержинский горком партии в 1969 году вторым секретарем, имея за плечами семилетний партийный стаж и немалый трудовой опыт. После окончания Горьковского политехнического института начинал с мастера на заводе «Красная Этна» в Горьком, затем в должности главного механика леспромхоза в Архангельской области получил первый навык руководителя. В 1957 году вернулся в родной Дзержинск и начал здесь трудовую биографию главным инженером автоколонны № 109. Однако Алексеев всегда считал родным «Химмаш». Именно завод химического машиностроения с 1958 года определил его дальнейшую судьбу, где за семь лет работы он прошел путь от рядового конструктора до начальника производства. В 1965-м его избрали секретарем парткома завода, а спустя четыре года он уже «второй» секретарь в горкоме партии КПСС. С 1971-го Александр Васильевич полновластный «хозяин» дома на площади Дзержинского. Ему минуло сорок два и он ПЕРВЫЙ – в ответе за город.

В ответе за город

Чем занимался первый секретарь горкома партии? Помимо идеологии – чисто хозяйственными делами. Вопросы строительства, обеспечения теплом, водоснабжения, торговли – ничто не уходило от его внимания. Он нес ответственность за выполнение городскими промышленными, научными, транспортными организациями народно-хозяйственных планов. Он отвечал за нормальную жизнь города и его жителей. Все планы развития инфраструктуры, строительства транспортных развязок в городе, реконструкции заводов, строительства новых детских садов, школ обсуждались и утверждались именно у первого секретаря горкома.
В этот период Дзержинск активно развивался: строились локальные очистные сооружения, пустили в эксплуатацию полигон по переработке промышленных отходов, переселили более 35 тысяч жителей в городское благоустроенное жилье. А еще построили хладокомбинат, рыбоперерабатывающий завод, новые хлебзавод и молококомбинат, мясокомбинат, комплекс овощехранилищ. Появился троллейбус, пролегли трамвайные пути в западную часть города, появились новые авто- и речной вокзалы, здания Дзержинского драматического театра, театра кукол, двух кинотеатров, Дворца культуры ЧХК им. Калинина, Дома книги, ряда библиотек… За счет строительства Тепловского водозабора и базы «Водоканал» решили проблему водоснабжения города. Тогда в республиканских соревнованиях по благоустройству наш город часто оказывался в победителях. Стало правилом: если «высокие» гости приезжали в Горький, то им обязательно устраивали поездку в Дзержинск. Дзержинск в 1970-е – образец благоустроенного, динамично развивающегося молодого социалистического города.

Лидер

Александр Васильевич был требовательным руководителем. Может быть, даже чрезмерно требовательным и жестким по отношению к руководителям-коммунистам, нарушившим партийную дисциплину. Когда дело касалось интересов города, он мог пойти на риск против строгих предписаний. Потому нередко Дзержинск строился с отступлениями от общепринятых правил. Представление об этом дает такой эпизод: здание Дома книги Москва официально строить не разрешала. Алексеев со своей командой отправился в главк. И сумел уговорить столичных чиновников, чтобы они заложили финансирование одной из организаций химического профиля на строительство учебного корпуса, а не библиотеки.
Словом, Алексеев много чего полезного за счет всевозможных нестандартных подходов сделал для родного города. Он обладал феноменальной памятью. Единожды побывав на предприятии, надолго запоминал имена, фамилии, должности тех, с кем хотя бы несколько минут общался. Это свойство помогало ему держать под контролем всю деятельность и управлять массивом информации, мыслей, идей.

После отставки

В последние годы работы в горкоме Алексеев стал больше доверять людям, вероятно, потому, что почти все, кто работал с ним, были выдвинуты Александром Васильевичем или при его участии, или с его согласия. Да и возраст, конечно, сказался. Может быть, появление внучки Саши сыграло в этом роль… «С мужем и ребенком мы долгое время жили на две семьи в одной квартире. Знакомые удивлялись, почему мы не пользуемся положением отца? – рассказывает Евгения Борисовна Алексеева, вдова Владимира Александровича. – В нашей семье на это был запрет. Всего в жизни нужно добиваться самому! Этот принцип соблюдался у нас неукоснительно!»
Конечно, события начала девяностых стали для Алексеева жестоким ударом.
В 1986 году ему исполнилось 56 лет. Генсек Горбачев дал старт кадровой ротации руководящих кадров в партийных органах. После разговора на эту тему с первым секретарем обкома партии Ю.Н. Христорадновым Алексеев перешел на работу в Горький. До 1990 года он первый заместитель председателя областного комитета народного контроля, затем возглавлял управление делами комитета по управлению гос-имуществом. Однако после случившегося инфаркта его трудовой путь завершился. Ко всему здоровье подкосила безвременная смерть единственного сына Владимира. Александр Васильевич Алексеев – почетный гражданин города, лауреат премии Совета министров СССР, обладатель трех орденов Трудового Красного Знамени, ордена «Знак Почета» и серебряной медали ВДНХ, член бюро обкома партии, делегат трех съездов КПСС ушел из жизни на 85-м году в 2014-м, оставив яркий след в истории города.
Станислав Шальнов. В публикации использованы факты из документов фонда ЦАНО, семейного архива
и воспоминаний Алексеевых