В тюрьму не хотим!
Как ни парадоксально, но городское руководство на это повлиять никак не может. Увы, нет инструментов. Все полномочия теперь находятся на уровне субъекта региона, то есть в руках правительства Нижегородской области. Поэтому город, даже если и захочет подсобить местной медицине, не сможет это сделать в силу закона. Финансирование со стороны муниципалитета сочтут нецелевым расходованием средств, за что местных чиновников могут судить.
Что же делать? Принимать закон, который позволил бы городу давать хоть копейку на медицину. Одновременно с этим появится и возможность вмешиваться в процессы, которыми сегодня рулит область, чтобы направить их в нужное русло. Именно с такой инициативой и выступил Общественный совет при главе города, предложения которого недавно рассматривались на заседании комитета Городской думы по вопросам семьи, женщин и детей, социальной защите населения и охране здоровья.
Позицию общественников высказал Владимир Карпов. Кому, как не бывшему главе горздрава лучше знать, что происходит в этой сфере сегодня?
Что говорит закон?
Общественный совет предлагает принять региональный закон под рабочим названием «О регулировании отдельных вопросов охраны здоровья граждан Нижегородской области». Для этого общественники намерены вначале провести инициативу через дзержинских депутатов, чтобы те и обратились к своим коллегам в Законодательное собрание области.
«Вопрос стоит на повестке дня уже несколько лет, – объяснил Владимир Константинович. – Попытки решить его через органы власти, областное министерство здравоохранения, другие структуры не увенчались успехом. Все соглашались, что будем работать, но движения дальше нет. Поэтому мы и решили пойти по такому пути.»
Сегодня дзержинцы зачастую не могут воспользоваться своим конституционным правом на бесплатную медицину. Нет врачей, все оперативные вопросы решаются медленно или не решаются вовсе. Рулит всем область. Таково предписание федерального законодательства.
И судя по ситуации в городе, рулит неэффективно. А город «курит в сторонке». Но возможность изменить ситуацию есть. Владимир Карпов обратил внимание на Закон № 184-ФЗ от 6.10.1999 г. «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации». Здесь говорится, что органы госвласти субъекта могут делегировать полномочия, в том числе и в части организации медицинских услуг, на местный уровень. Владимир Константинович утверждает, что примерно половина регионов страны уже воспользовалась такой возможностью. Нижегородская область не из их числа.
На одних хрупких плечах
«В результате получилось, что управление всеми медучреждениями замкнуто на отраслевом министерстве, которое должно организовывать медпомощь. У того не хватает возможностей все регулировать, контролировать и всем этим большим хозяйством управлять», – констатировал Карпов.
Между тем, когда наши поликлиники и больницы ушли в область, предполагалось, что на них как из рога изобилия посыпятся деньги.
Получилось наоборот. Так, например, когда город в 2012 году передавал свои медучреждения, они пользовались многочисленными налоговыми льготами, в частности, по земельному налогу. Выплаты компенсировал бюджет. С переходом в область налоговые льготы куда-то испарились. Земельный налог медики сейчас вынуждены платить из собственных средств, которые получают по линии фонда обязательного медицинского страхования (ФОМС). А их вообще-то нужно тратить на лечение больных. Главврачи в первую очередь озабочены оплатой обязательных платежей, чтобы избежать уголовной ответственности за задержки. И даже сложно представить, какие колоссальные суммы «вымываются» из средств медстраха. Так, например, Дзержинский перинатальный центр тратит на оплату налога на имущество 17 млн руб. в год.
Это в корне неправильно, возмущается Карпов. Эти средства должны «работать» на людей – направляться на лечение и обследование больных, а налоги медучреждениям, по мнению эксперта, должен компенсировать бюджет, как это было раньше.
Еще одна неприятная тенденция после ухода медицины под крыло облправительства связана со снижением расходов на обновление диагностической техники. Область теперь вовсе не закладывает средства на приобретение так называемого «тяжелого оборудования».
«В программе государственных гарантий есть такая строчка – расходы областного бюджета на приобретение оборудования, в том числе компьютерных томографов для учреждений, работающих в системе ОМС. Но там стоит ноль.
И он из года в год переходит. Между тем оборудование практически все изношено, оно завтра выйдет из строя!» – предупредил Владимир Карпов.
Последний раз медтехника для дзержинских больниц покупалась в 2008 году. С таким подходом можно забыть, например, о ранней диагностике раковых заболеваний, по которым Дзержинск в лидерах региона.
«Сегодня в амбулаторной сети – один колоноскоп на все взрослое население, а это 200 тысяч человек. Можно ли в таких условиях диагностировать на ранней стадии рак, например, сигмовидной или прямой кишки? Да невозможно! Когда все вылезет наружу, тогда мы и поставим диагноз!» – заключил Карпов.
Руины на месте больниц
Претензии к области не ограничиваются только финансовой составляющей. У специалистов не менее серьезные вопросы и к управленческим решениям. Очень сомнительны шаги по оптимизации организационной структуры, которые принимаются на уровне областного минздрава. Выкрутасы региональных чиновников с реформированием детской больницы № 8 с уплотнением бывшей детской поликлиники № 13 почувствовали на себе многие дзержинцы, у которых есть маленькие дети. А как вам идея соседства деток 8-й поликлиники и маргиналов из медвытрезвителя?
Многие считают, что область поглумилась и над авторитетным Дзержинским онкологическим диспансером, который в результате реформирования превратился в стационар № 3 областного онкодиспансера. «Тут даже руководителя нет! – не скрывал возмущения Владимир Карпов. – Как может быть рядом с поликлиникой крупное отделение с пищеблоком, с лучевой терапией? Это как вообще можно было придумать такую конфигурацию?»
Не сдержалась и депутат Галина Демахина, которая никогда прежде не ругала власть, потому что сама является ее олицетворением. Галина Николаевна обратила внимание на пустующие здания бывших женских консультаций, где уже побили все стекла. «Сватковский и губернатор глаза в глаза обещали мне там школу искусств открыть. Это когда выборы были. А теперь что, все?» – негодовала госпожа Демахина.
Аналогичная судьба постигла комплекс зданий бывшей инфекционной больницы № 11 на улице Пирогова, напомнил Владимир Карпов. Заместитель главы администрации города Валентина Сахарова заявила, что город неоднократно просил область вернуть Дзержинску неиспользуемые объекты здравоохранения. Однако правительство всегда отвечает, что самостоятельно сможет реализовать недвижимость. А конкурсы по продаже зданий 11-й больницы неизменно проваливаются уже несколько лет. Здания продолжают разрушаться.
Проблема стоит настолько остро, что откладывать ее решение уже невозможно. Сможет ли инициатива Общественного совета по принятию отдельного закона и возвращению некоторых полномочий на уровень муниципалитета поправить дела в нашей медицине? Услышит ли областной минздрав Дзержинск?
Разговор об этом продолжим в будущих номерах.
Вадим Щуренков