Героизм солдат в воспоминаниях потомков

Дзержинское время

 
Вот уже в третий раз подряд «Бессмертный полк» прошагает по нашему городу. Дзержинцы вместе со всеми россиянами вновь докажут – герои не забыты, каждая семья не только помнит о подвиге предков, но и хочет поведать о нем другим.
В преддверии великого праздника Дня Победы мы попросили некоторых участников акции рассказать об их родственниках, достойно сражавшихся на поле боя за мирное небо над головой своих потомков.
 

Сергей ЧЕНДЫРИН, общественный деятель:

 
– Я хорошо помню, как в этот праздник собирались дома за столом многочисленные родственники. Звучали тосты за друзей, не вернувшихся с полей сражений, поднимали стопки за Победу. Деды надевали награды на пиджаки, и мне нравилось рассматривать медали и ордена, читать надписи на них и выспрашивать, за что награда была получена. У меня пятеро дедов сражались во Второй мировой. Но как я ни пытал их своими расспросами, мало кто пускался в воспоминания, а если и начинал рассказывать, то быстро сворачивал беседу на поучительную тему о моем воспитании. Для меня они были героями из фильмов, и я в своих мечтаниях представлял себя на их месте с автоматом в руке, бьющим ненавистных фашистов. Их фразы о том, что мне повезло и я живу в мирное время, вызывали у меня только сожаление. О том, что на войне страшно, мне казалось, они говорили лишь для меня, чтобы остудить мой романтизм. Теперь-то я знаю, как ошибался.
 

Самыми близкими для меня были два деда, у которых я проводил время в каникулы, – Никитин Михаил Афанасьевич 1925 г.р. и Капин Александр Павлович 1908 г.р.

Дедушка Миша попал на фронт в 1942-м, приписав себе один год (ему было 17). Он был направлен в школу лейтенантов, а через полгода на фронт командиром разведподразделения в танковые войска в звании лейтенанта. Но воевать ему пришлось совсем недолго. Практически сразу он получил ранение и был отправлен в госпиталь. Через полгода вернулся к месту службы. Дальше хуже: в ходе боевых операций ему перебило ноги, и он попал в плен, в котором оставался до конца войны. Его освободили наши войска в 1945 году. После деда определили в лагерь «СМЕРШ» на проверку, которая продолжалась целый год, и только затем отпустили домой.

Дедушка Миша показывал мне следы от ранений на ногах. На одной были круглые рубчики от пули – входное и выходное отверстие, а на другой – следы от разрывной – аккуратненький вход с одной стороны и огромная яма диаметром около 10 см, оставшаяся от разрыва пули при выходе.
«Так что ж ты не полз к своим, дедуля?» – спрашивал я. Мне казалось, что по-другому просто не могло быть, я бы точно выполз – глупый. А он просто потерял сознание от шока и потери крови. Так, практически в бессознательном состоянии, и попал в плен. Впоследствии он рассказывал, что там ему вышибли почти все зубы и сломали несколько ребер. К тому же в связи с нахождением в плену его лишили звания и награды за боевую операцию, когда получил первое ранение. А после войны информация о плене наложила отпечаток на всю оставшуюся жизнь, во вступлении в партию ему отказали. Медали и ордена за участие в войне дед стал получать лишь по юбилеям с 60-х годов. Подняться по служебной лестнице выше мастера участка ему не удалось, хотя он был уважаемым и авторитетным работником, мог многое делать своими руками. Умер дедушка Миша
в декабре 1995 г.
 

А дедушка Саша прошел всю войну командиром артиллерийского орудия. Бог миловал, и серьезных ранений он не получил. Рассказывал мне про друга-счастливчика, который прошел войну вообще «без царапины». Говорил: «Приходит в блиндаж после бомбежки, снимает шинель и вытряхивает из нее мелкие застрявшие осколки. А до тела не достали. Вот как бывало». Но самые страшные моменты связывал с бомбежками. Дед вспоминал: «Кажется, что каждая бомба в тебя летит.

В землю вжимаешься и Бога вспоминаешь». Визг от падающих бомб ему и после войны мерещился. Он был награжден медалями и орденами, закончил службу в звании старшего сержанта.

Рассказывал дед Саша о войне очень мало. На глазах быстро наворачивались слезы. А когда начинал вспоминать о преступлениях нацистов, ему становилось плохо, прямо трясло.

После войны он служил в милиции, воевал с бандитами. Отмечен также и ведомственными наградами за безупречную службу. Дедушка Саша умер в феврале 1991 года.

Я часто вспоминаю о них и очень переживаю, что сейчас нечасто хожу на могилы. Вечная память вам, дорогие мои! Преклоняю голову перед героями Второй мировой.
 

Сергей СТРУНИН, фотограф:

 
– Мой дедушка Сергей Иванович Струнин родился 28 августа 1922 года. Призвали его на службу в декабре 1941-го. Он был пограничником, участвовал в боях с японскими захватчиками в Маньчжурии на первом Дальневосточном фронте. Дедушкина сестра Павлина Ивановна трудилась медсестрой во время войны и умерла в госпитале в городе Красный.
 

Дед же стал замкомандира взвода, пулеметчиком 6-й стрелковой роты 97 стрелкового полка 187 стрелковой дивизии 17 стрелкового корпуса 25 армии. Награжден орденом славы III степени. В его наградном листе написано так: «В наступлении показал стойкость и храбрость. Когда рота шла в наступление, он наступал на левом фланге взвода, где из дота не давали возможность пройти взводу вперед. Товарищ Струнин со своим первым номером выбил японцев из дота, где вывел из строя пулемет, после чего ему было поручено выносить раненых с поля боя. Он вынес 8 человек и 12 оказал помощь, за что и был награжден орденом».

По возвращении домой с фронта дедушка работал токарем на заводе имени М.И. Калинина, затем слесарем по ремонту станков, был бригадиром команды слесарей-ремонтников на производственном предприятии «Корунд». Женился на моей бабушке Александре Львовне, у них родились двое детей.

Дед часто встречался со своим боевым другом и товарищем Василием Ивановичем Корневым, героем Советского Союза, жившим в нашем городе. Я вспоминаю, как хорошо дед Сережа играл на гармони, его часто приглашали играть на свадьбы. А еще он увлекался ремонтом старинных часов.
Когда меня призвали в армию, я служил сначала в Тамбове, а после учебки был переведен на Дальний Восток, так что случилось побывать на местах боевой славы моего деда.
 

Любовь КОРОЛЕВА, преподаватель русского языкаи литературы Дзержинского технического колледжа:

 
– Мой дедушка Николай Петрович Разин родился 29 ноября 1925 года в поселке Володары. В армию ушел совсем мальчишкой – ему было 16 лет. Дед служил на Дальнем Востоке в Корее в артиллерийских войсках. Во время Великой Отечественной войны дедушка находился в армии, но он приравнивается к участнику этих боевых действий, был награжден медалями. В дальнейшем дед Коля принял участие в Советско-японской войне 1945 года, но вернулся домой только в 1950-м, так как продолжал защищать границы нашего государства. Получил звание сержанта.
 
Николай Петрович Разин

После войны дедушка работал в охранно-пожарной части на Сейме на хлебной базе № 11. С бабушкой познакомился сразу после службы. Они сыграли свадьбу, и в 1951 году у них родился первый ребенок – моя тетя, а в 1956-м – моя мама.

Дедушка очень любил рисовать маслом. Он делал копии со многих известных картин. Некоторые из них украшают наш дом. Однажды в армии начальство попросило его нарисовать портрет И. Сталина, но поскольку дедушка был любителем, а не профессиональным художником, это было строжайше запрещено. Деда Колю уважали, доверяли ему и ценили его творчество, поэтому портрет он все же нарисовал, но втайне. За любовь к живописи боевые товарищи прозвали его Рембрандтом. А еще он плел корзины, занимался охотой и рыбалкой, вел хозяйство, разводил кроликов, уток, любил работать в саду.
 
Беседовала Ксения Жульнова
 

Мы поздравляем всех ныне здравствующих ветеранов с приближающимся праздником – Днем Победы

и желаем им здоровья и неиссякаемого оптимизма! Помним и гордимся подвигом наших героев!